Устав СШ №7 г.Гродно

 

УСТАВ

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 7 г. Гродно»

  

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыі

“Сярэдняя школа № 7 г. Гродна”

 

 

г. Гродно

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Общеобразовательная школа № 7 на основании решения Гродненского городского исполнительного комитета от 13 ноября 2009 г. № 662 «О реорганизации учреждений образования» реорганизована в форме выделения из отдела образования Ленинского района г. Гродно и в процессе реорганизации создано государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Гродно».

На основании решения Гродненского городского исполнительного комитета от 28 октября 2011г. № 562 «О мероприятиях по выполнению требований Кодекса Республики Беларусь об образовании» государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Гродно» переименовано в государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г. Гродно» (далее – Учреждение образования).

2. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретами, Указами Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, а также настоящим Уставом.

3. Учредителем Учреждения образования является Гродненский городской исполнительный комитет (далее – Учредитель).

4. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь текущий (расчетный) и другие счета в банках.

5.  Учреждение  образования  имеет круглую печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, соответствующие бланки, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и реквизитами, вывески установленного образца и другие необходимые реквизиты.

6.  Тип Учреждения образования  –  учреждение общего  среднего  образования,   вид Учреждения образования – средняя школа.

7. Вид Учреждения образования может быть изменен. Решение об изменении вида принимается Учредителем.

8. Наименование Учреждения образования:

на русском языке:

полное наименование: государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г. Гродно»;

сокращенное наименование: СШ № 7 г. Гродно;

на белорусском языке:

полное наименование: дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сярэдняя школа № 7 г. Гродна»;

сокращенное наименование: СШ № 7 г. Гродна.

9. Место нахождения (юридический адрес) Учреждения образования: 230009, город Гродно, улица Курчатова, 7.

Учреждение образования в течение десяти рабочих дней со дня изменения своего места нахождения обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

10. Учреждение образования подчиняется отделу образования администрации Ленинского района г. Гродно (далее – Отдел), отделу образования Гродненского городского исполнительного комитета, главному управлению образования Гродненского областного исполнительного комитета, Министерству образования.

11. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения образования несет собственник имущества.

12.В Учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

13. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) во внеурочное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями в установленном законодательством порядке.

14. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

15. Внесение изменений в настоящий Устав осуществляется в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

16. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной с целью осуществления образовательной деятельности, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

17. Предметом деятельности Учреждения образования является образовательная деятельность в сфере общего среднего образования в соответствии с законодательством, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

Учреждение  образования   реализует   образовательную   программу   начального   образования,   образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.

Учреждение     образования    также    может    реализовывать     образовательную     программу     дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

18. Учреждение образования осуществляет следующие виды деятельности:

85200 

Начальное образование;

85310 

Общее среднее образование.

Учреждение образования может осуществлять иные виды деятельности, предусмотренные общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации от 5 декабря 2011 г. № 85.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут осуществляться Учреждением образования после получения соответствующего разрешения (лицензии), в установленном законодательством порядке.

19. Основная цель Учреждения образования – реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования, формирование образованной, высокоморальной, нравственно зрелой, творческой, всесторонне развитой личности, способной реализовать потенциал в динамических социально-экономических условиях.

20. Для выполнения целей деятельности Учреждение образования реализует следующие задачи:

обеспечение получения учащимися качественного образования;

создание  каждому  учащемуся  равных  возможностей  и  условий,  необходимых  для  развития личности учащихся, способностей и склонностей, реализации творческой инициативы и потенциала;

создание   условий   для   нравственно-психологической    и   социальной адаптации   учащихся,    способствование максимальной социализации и востребованности личности каждого учащегося;

проведение учебно-методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса;

организация образовательного и воспитательного процессов с использованием современных научно-технических средств;

создание условий  для  формирования  и  развития  личности учащихся, их научного мировоззрения, навыков овладения социальными, культурными, моральными нормами и правилами;

осуществление подготовки учащихся к поступлению в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

формирование  у  учащихся  культуры  отношений,  высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;

формирование эстетической и экологической культуры;

издание учебных и учебно-методических пособий;

проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания;

приобщение  учащихся  к  мировым  культурным  ценностям,  ценностям  и  культурно-историческому  наследию белорусского народа.

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

21. Учреждение образования самостоятельно формирует свою структуру.

22. Правовой статус и функции обособленных и (или) структурных подразделений Учреждения образования определяются настоящим Уставом и локальными правовыми актами Учреждения образования.

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

23. Образовательный процесс в Учреждении образования организуется на основе:

принципов государственной политики в сфере образования;

образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы, инновационных проектов;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

24. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии c требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ (учебные планы и учебные программы) и других правовых актов, которые регламентируют деятельность учреждений общего среднего образования.

25. Образовательный и воспитательный процессы в Учреждении образования основываются на научном и педагогически обоснованном выборе форм, средств, методов обучения и воспитания и могут осуществляться по индивидуальным учебным планам и программам.

26. Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

охрана здоровья учащихся;

соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание  безопасных  условий  при   организации   образовательного   процесса,   в   том   числе   при   проведении мероприятий плана воспитательной работы Учреждения образования. Требования к мерам безопасности при проведении учебных занятий, занятий по учебным предметам, мероприятий по реализации Учреждением образования планов воспитательной работы устанавливаются Министерством образования. Организация безопасности проведения занятий физической культурой и спортом с учащимися осуществляется в соответствии с Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утверждаемыми Министерством спорта и туризма;

создание  условий  для  развития  творческих  способностей  учащихся,  вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи.

27. Обучение и воспитание в Учреждении образования осуществляется на русском и белорусском языках.

Классы с белорусским языком обучения и воспитания открываются в порядке, установленном законодательством, с учетом возможностей Учреждения образования.

От изучения белорусского и (или) русского языка могут быть освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования.

28. Обязательным для изучения учащимися иностранным языком в Учреждении образования является английский язык.

29. Учреждение образования функционирует в составе I — XI классов, в которых осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования: I ступень – I – IV классы, II ступень – V – IX классы, III ступень – X – XI классы.

30. Форма получения образования – дневная очная.

31. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.

Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

Для учащихся устанавливаются каникулы. Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.

32. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день.

Учебные  занятия,  а  также  факультативные  занятия  при  реализации   образовательной   программы   начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели.

Учебные   занятия    при    реализации    образовательной   программы   базового   образования,    образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V–XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов.

В шестой школьный день проводятся мероприятия  по  реализации  основных  направлений  воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

Воспитательная  работа  во  внеучебное время  с  учащимися  осуществляется  педагогическими  работниками,  в том числе выполняющими функции классного руководителя.

33. Образовательный процесс осуществляется в классах, группах (при делении класса на группы или объединении учащихся параллельных классов в группы) или индивидуально.

Порядок деления классов на группы, объединения учащихся  нескольких классов  (параллельных классов)  в группы определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

Решение   о   наполняемости   классов   принимается   Учреждением   образования  с  учетом  потребностей  граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающих на территории, закрепленной за Учреждением образования, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.

При  проведении  учебных  занятий  по  учебному  предмету  «Физическая культура и здоровье» класс, как правило, делится на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек), наполняемость которых определятся Положением об учреждении общего среднего образования.

34. Изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне.

В Учреждении образования на II и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

Перечень  учебных  предметов,  которые  могут  изучаться  на  повышенном уровне, определяется в соответствии с Типовым учебным планом.

Порядок  организации классов  (групп) с изучением учебных предметов на повышенном уровне и зачисление в них учащихся определяется Положением об учреждении общего среднего образования.   35. Образовательный процесс может быть организован индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения директора Учреждения образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.

35. Образовательный процесс может быть организован индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения директора Учреждения образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.

Порядок организации образовательного процесса  индивидуально определяется  Положением об учреждении общего среднего образования.

36. В Учреждении образования для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня в соответствии с законодательством.

Решение о наполняемости группы продленного дня принимается Учреждением образования. Количество учащихся в группах продленного дня не должно превышать наполняемость классов, устанавливаемую для Учреждения образования.

37.Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иное учебное занятие.

К   занятиям   относятся   дополнительно   проводимые   к  учебным занятиям  факультативные,  стимулирующие, поддерживающие занятия, практические занятия, общественно полезный труд.

Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Расписание учебных занятий, занятия утверждается директором Учреждения образования.

38. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от изучения отдельных учебных предметов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов, определяется Министерством здравоохранения. Иные основания для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов устанавливаются Министерством образования.

39. Прием лица в Учреждение образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

40. Прием (зачисление) лиц в I класс осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.

По   заявлению   одного   из   законных   представителей   несовершеннолетнего   лица   при   наличии    решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

Преимущественное  право  при  приеме  (зачислении)  в   Учреждение  образования  имеют  лица,  проживающие  на территории, за которой закреплено Учреждение образования.

В приеме (зачислении)  лицу, проживающему на  территории, за которой  закреплено  это  Учреждение образования, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в Учреждение образования могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства.

Сроки и  порядок приема (зачисления)  в  Учреждения  образования на  свободные места  лиц, не  проживающих на территории, за которой закреплено Учреждение образования, определяются Положением об учреждении общего среднего образования.

41. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение образования, создаются условия для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому.

Перечень   медицинских   показаний   для   получения   общего   среднего   образования   на   дому   определяется Министерством здравоохранения.

В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в Учреждении образования.

Решение об освоении  содержания  соответствующей  образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в Учреждении образования принимается Отделом на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

42. Обучение и воспитание учащихся I класса может осуществляться на базе дошкольных учреждений. Образовательный процесс в этих классах осуществляется педагогическими работниками Учреждения образования.

43. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, кроме экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по учебным предметам учебного плана Учреждения образования в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

Выпускникам Учреждения образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования  - аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

При выдаче аттестата об общем среднем образовании  учащиеся могут  награждаться похвальными листами. Условия награждения учащихся похвальными листами определяются Министерством образования. Решение о награждении учащегося похвальным листом принимается директором Учреждения образования.

Учреждение образования  вправе осуществлять  проверку  подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования.

44. Учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательных программ, выдается справка об обучении, не являющаяся документом об образовании.

45. Учреждение образования может предоставлять в соответствии с законодательством услуги в сфере образования на платной основе.

46. Целью воспитания в Учреждении образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.

47. Основными составляющими воспитания в Учреждении образования являются:

идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и  патриотическое воспитание,  направленное  на  формирование  у  учащихся  активной  гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение учащихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

эстетическое  воспитание,  направленное  на  формирование  у  учащихся  эстетического  вкуса,  развитие  чувства прекрасного;

воспитание  психологической  культуры,  направленное  на  развитие,  саморазвитие  и  самореализацию  личности учащихся;

воспитание физической культуры, физическое совершенствование;

формирование  у  учащихся  навыков  здорового  образа  жизни,  осознания  значимости  здоровья  как  ценности   и важности его сохранения;

семейное  и  гендерное  воспитание, направленное на формирование у учащихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;

трудовое  и  профессиональное  воспитание,  направленное  на  понимание  учащимися   труда   как   личностной   и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание,   направленное   на   формирование   у   учащихся   бережного   отношения   к   окружающей   среде   и природопользованию;

воспитание  культуры  безопасности  жизнедеятельности, направленное на формирование    у учащихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;

воспитание  культуры  быта  и  досуга,  направленное  на  формирование  у  учащихся   ценностного   отношения   к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

поликультурное воспитание, направленное на формирование у учащихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

экономическое воспитание, направленное на формирование у учащихся экономической культуры личности.

48. Воспитание осуществляется на учебных занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время.

Порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с учащимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, определяется Министерством образования.

49. В Учреждении образования осуществляются социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются педагогом-психологом и педагогом социальным в порядке, определяемом Министерством образования.

50. В Учреждении образования используются классный журнал, дневник учащегося, типовые формы которых и порядок их ведения определяются Министерством образования.

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

51. Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.

52. Учащимися являются лица, зачисленные в Учреждение образования в установленном порядке для обучения и воспитания.

53. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

уважение  своего  человеческого  достоинства,  защиту  от  применения  физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой Учреждения образования;

участие в управлении Учреждением образования в соответствии с настоящим Уставом;

отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

создание благоприятных условий для самообразования;

объективную оценку знаний;

сохранение  места  в  Учреждении  образования  в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

выбор  факультативных  занятий  в  пределах  установленного учебным планом Учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

изучение  отдельных  учебных  предметов  на  повышенном  уровне  в  соответствии  с  учебным планом Учреждения образования;

получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых Учреждением образования;

получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

участие  в  олимпиадах,  конкурсах,  турнирах,  конференциях  и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

поощрение   за   успехи   в   учебной,   спортивно-массовой,  общественной,  научной   деятельности,   а   также   в образовательных мероприятиях;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

участие  в  детских,  молодежных   и  иных  общественных  объединениях,  деятельность  которых  не  противоречит законодательству;

участие в органах ученического самоуправления в Учреждении образования;

защиту от любых противоправных посягательств;

неприкосновенность личности.

обращение  в  комиссию по  разрешению  конфликта  интересов  педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

иные права, установленные законодательством.

54. Учащиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться   о   своем     здоровье,    стремиться    к    нравственному,    духовному    и    физическому    развитию    и самосовершенствованию;

выполнять   требования   настоящего   Устава,   правил   внутреннего   распорядка   для  учащихся, администрации и педагогических работников, решений органов самоуправления Учреждения образования;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

не  допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу Учреждения образования;

соблюдать деловой стиль в одежде;

выполнять  иные  обязанности  учащихся,  установленные  Кодексом  Республики  Беларусь  об  образовании, иными актами законодательства, локальными правовыми актами Учреждения образования.

55. Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения образования (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;

нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

неисполнения  без  уважительных    причин    требования    педагогического    работника,    основанного    на    акте законодательства, настоящем Уставе или ином локальном правовом акте Учреждения образования;

оскорбления участников образовательного процесса;

порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения образования;

распития  алкогольных,  слабоалкогольных  напитков,  пива,  потребления  наркотических   средств,   психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ в помещениях и на территориях, занимаемых Учреждением образования, а также появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

курения  (потребления)  табачных изделий , использования   электронных  систем курения,  систем для потребления табака в помещениях и на территориях, занимаемых Учреждением образования;

иных противоправных действий (бездействия).

56. За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

57. К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет.

58. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия: индивидуальная беседа с учащимся о допущенных проступках; беседа с законными представителями о допущенных учащимся проступках; рассмотрение проступка на совете Учреждения образования по профилактике правонарушений и безнадзорности; рассмотрение проступка на комиссии по делам несовершеннолетних и иные меры педагогического воздействия, не противоречащие законодательству.

Учреждения образования по профилактике правонарушений и безнадзорности; рассмотрение проступка на комиссии по делам несовершеннолетних и иные меры педагогического воздействия, не противоречащие законодательству.

59. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

60. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

непрерывного отсутствия на учебных занятиях, занятиях без уважительных причин более 30 дней;

неисполнения или ненадлежащего исполнения без уважительных причин обязанностей учащимся, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

61.Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:

учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования;

учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

62. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

63. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:

объявление благодарности;

награждение грамотой;

награждение ценным подарком;

занесение на доску Почета Учреждения образования;

написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося.

64. Поощрение объявляется приказом директора Учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.

65. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют руководство образовательной деятельностью Учреждения образования, его структурных подразделений).

66. Педагогические работники имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую  инициативу,  свободу  выбора  педагогически  обоснованных  форм  и  методов  обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие  в  обновлении,  разработке  и  определении  структуры   и   содержания   структурных   элементов   научно-методического обеспечения образования;

участие   в   научной,   научно-технической,   экспериментальной,   инновационной,   международной   деятельности Учреждения образования;

участие в управлении Учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное    и    материальное    поощрение    за    успехи    в    педагогической,    научной,    научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в  профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную  компенсацию  расходов  на  приобретение  учебной  и  методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;

иные права, установленные законодательством.

67. Педагогические работники обязаны:

осуществлять  свою  деятельность  на  профессиональном  уровне,  обеспечивающем  реализацию  образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также руководствоваться в своей деятельности правилами педагогических работников;

уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

выполнять иные обязанности, установленные настоящим Уставом, актами законодательства, Правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными правовыми актами Учреждения образования, трудовыми договорами.

68. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

69. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

70. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

Законные    представители    несовершеннолетних   учащихся    представляют    права    и     законные     интересы несовершеннолетних учащихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

71. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:

ознакомление   со   свидетельством   о    государственной    регистрации,    настоящим    Уставом,    лицензией    на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении Учреждением образования;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение  информации  о  ходе  и  содержании  образовательного  процесса,  используемых  методах  обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, в порядке, определяемом руководителем Учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся.

иные  права,  установленные  настоящим  Уставом, иными актами законодательства и локальными правовыми актами Учреждения образования.

72. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

создавать   необходимые   условия   для   полноценного   развития,   воспитания,   укрепления   здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать  выполнение  учащимися,  законными представителями которых они являются, требований настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся;

нести материальную ответственность за причинение материального ущерба, нанесенного Учреждению образования учащимися, законными представителями которых они являются;

выполнять иные обязанности, которые устанавливаются настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения образования в соответствии с актами законодательства.

73. Законные представители несовершеннолетних учащихся несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка в соответствии с законодательством.

74. Не допускается вмешательство законных представителей несовершеннолетних учащихся в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству. Воспитание учащихся обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.

75. К иным работникам Учреждения образования относятся работники, не являющиеся педагогическими.

Права и обязанности иных работников Учреждения образования устанавливаются актами законодательства, локальными правовыми актами Учреждения образования, заключенными с ними трудовыми договорами.

76. Работники Учреждения образования, учащиеся и их законные представители несут ответственность за повреждение помещений и строений, учебного оборудования, инвентаря, иного имущества Учреждения образования в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 6

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

77. Имущество Учреждения образования составляют основные фонды, оборотные средства и другие материальные ценности и финансовые ресурсы, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе.

Данное  имущество,  а  также  имущество,  находящееся  в  собственности  Учредителя,  принадлежат  Учреждению образования на праве оперативного управления.

78. Учреждение образования в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником, в соответствии с действующим законодательством.

79. Источниками финансирования Учреждения образования являются:

средства республиканского  и  (или) местного  бюджетов,  средства  Учредителя,  выделяемые  с  учетом нормативов расходов на одного учащегося;

средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

безвозмездная (спонсорская) помощь юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

другие источники, которые не запрещены действующим законодательством.

80. Учреждение образования имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

81. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов.

Цена на  услуги  в  сфере  образования  определяется  в  соответствии  с  законодательством  с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается директором Учреждения образования по согласованию с Отделом.

82. Средства, полученные Учреждением образования от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства.

83. Учреждение образования имеет право передавать функции по обеспечению деятельности государственному учреждению «Гродненский городской центр для обеспечения деятельности учреждений сферы образования» согласно договору.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

84. Управление Учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

85. К исключительным компетенциям Учредителя относятся:

принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения образования;

утверждение Устава Учреждения образования, изменений и (или) дополнений, вносимых в Устав Учреждения образования;

определение предмета, целей и задач деятельности Учреждения образования;

осуществление функции контроля за использованием и сохранностью имущества;

обеспечение обновления и развития материально-технической базы Учреждения образования;

реализация иных прав и обязанностей, установленных законодательством.

86. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет директор.

87. Директор Учреждения образования:

действует от имени Учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;

организует деятельность Учреждения образования в соответствии с настоящим Уставом и законодательством;

реализует иные права и обязанности, установленные законодательством.

88. Основным органом самоуправления в Учреждении образования является педагогический совет, возглавляемый директором Учреждения образования.

Педагогический совет Учреждения образования создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о педагогическом совете, утвержденном Министерством образования, актами законодательства, настоящим Уставом.

89. Педагогический совет:

определяет пути реализации образовательных стандартов, учебных планов и программ;

мобилизует усилия педагогического коллектива на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов учащихся; развитие их интересов и способностей;

осуществляет мероприятия для организации и совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

внедряет в практику достижения передовой педагогической теории и практики, прогрессивного педагогического опыта.

90. В Учреждении образования могут создаваться следующие органы самоуправления: методический совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет.

Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с положениями о соответствующих органах самоуправления, утверждёнными Министерством образования.

91. Профессиональные союзы, действующие в Учреждении образования, участвуют в управлении в соответствии с действующим законодательством, локальными правовыми актами Учреждения образования.

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ШТАТА И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

92. Директор Учреждения образования осуществляет прием и увольнение работников в соответствии с законодательством.

Трудовые   отношения,   права   и   обязанности   педагогических   и   иных   работников   Учреждения   образования определяются и регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь, коллективным договором, трудовым договором (контрактом), настоящим Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными (рабочими) инструкциями, другими нормативными правовыми актами. Должностные (рабочие) инструкции работников разрабатываются и утверждаются директором Учреждения образования на основе типовых квалификационных характеристик и согласовываются с профсоюзным комитетом.

93. Для работы в Учреждении образования могут привлекаться работники науки, образования, культуры, производства на условиях почасовой оплаты и совместительства.

94. Директор Учреждения образования назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством.

Заместители директора назначаются и освобождаются от занимаемой должности директором Учреждения образования.

95. Учреждение образования имеет штатное расписание, утверждаемое директором в пределах установленной численности, бюджетных средств и средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности.

96. Оплата труда работников Учреждения образования и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с законодательством на основании соответствующих положений, коллективного договора, действующих в Учреждении образования.

ГЛАВА 9

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

97. Педагогическая деятельность как высококвалифицированная профессия, имеющая значение для всего общества и требующая от учителей глубоких знаний и особого мастерства, предполагает систематическую и непрерывную работу по повышению квалификации педагогов.

98. Методическая работа реализуется, прежде всего, усилиями администрации Учреждения образования по созданию условий, максимально благоприятных для эффективного обучения и позволяющих педагогам полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач. Учебно-методическая работа проводится по утвержденному педагогическим советом плану и согласно структуре методической работы. Результаты ее, а также работы предметных методических объединений не менее двух раз в году обсуждаются на методическом совете Учреждения образования и один раз в году обсуждаются на педагогическом совете.

99. Методическая работа направлена на обеспечение реализации требований образовательных стандартов общего среднего образования, разработку учебно-методического обеспечения (учебные планы и программы, методические указания по проведению различных видов занятий и дисциплин, учебные пособия по предметам и другое) образовательного процесса, а также на разработку наиболее эффективных методик преподавания и обмена опытом, изучение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, экспериментальную и инновационную деятельность Учреждения образования.

100. Основную работу в этом направлении выполняют методические объединения учителей (не менее 3-х человек).

101. Для координации методической работы создается методический совет в составе руководителей методических объединений, администрации.

102. Учреждение образования может участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования.

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

103. Документация Учреждения образования ведется в соответствии с законодательством.

Учреждение  образования  обеспечивает  накопление,  учет,  хранение  и  использование  архивных  документов  в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.

104. Статистическая отчетность Учреждения образования представляется в соответствии с требованиями органов государственной статистики.

105. Контроль за деятельностью Учреждения образования осуществляется Учредителем, администрацией Ленинского района г. Гродно, Отделом.

Государственные  органы,   уполномоченные   осуществлять   контроль   за   обеспечением   качества   образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, иным требованиям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности Учреждения образования, требованиям законодательства об образовании.

Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения образования проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.

106. Учреждение образования осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования (комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности). Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется директором Учреждения образования.

107. Учреждение образования обязано подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании.

ГЛАВА 11

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

108. Учреждение образования вправе по согласованию с Учредителем осуществлять международное сотрудничество в сфере образования на основании международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между Учреждением образования и иностранной организацией, международной организацией, международных и национальных проектов и программ в сфере образования.

Учреждение образования осуществляет международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с актами законодательства.

ГЛАВА 12

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

109. Реорганизация и ликвидация Учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.

110. Решения о реорганизации, ликвидации Учреждения образования принимается Учредителем.

В  случае  реорганизации  Учреждения  образования  при  отсутствии   возможности   продолжить   образовательные отношения, ликвидации Учреждения образования учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие Учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.