Структура описания педагогического опыта

   

Структура (примерная) описания педагогического опыта

 

 

1.Информационный блок

  • Тема опыта

Средства, приемы, методы и т. п. в образовательной деятельности.

1.2.           Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации избранного направления в массовой образовательной практике.

1.3.           Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами; формирование основных групп компетенций.

1.4.           Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5.           Длительность работы над опытом

Продолжительность работы.

2.Описание технологии опыта

  • Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2.           Описание сути опыта

    2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную основу опыта.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся  данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

  • Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
  • Конкретизация представленного материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
  • Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3.          Результативность и эффективность опыта

  • Определение критериев и показателей оценки успешности данного опыта, представление результатов.
  • Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
  • Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3.Заключение

  • Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
  • Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
  • Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
  • Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Список использованных источников.

Приложения (при необходимости)

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты) занятий, мероприятий и др.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т. д.

 

 

При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

 

 

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;

конкретность, диагностичность поставленной цели;

направленность задач на реализацию цели;

отражение степени достижения поставленной цели.

 

Сущность опыта:

степень обобщения и систематизации представленных материалов;

конкретизация опыта разработанными автором материалами;

описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

 

Результативность, эффективность опыта:

выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;

доказательность результатов;

определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Методический уровень описания опыта:

 

ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);

подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

 

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:

эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;

проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.

 

Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта и защиты опыта на основе разработанного фрагмента педагогической деятельности

 

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1.

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с  заявленной проблемой

В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата

 

1

Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой

 

2

Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели

 

3

Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели

 

4

2.

Сущность опыта

В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания

 

1

В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

 

2

Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению

 

3

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

 

4

3.

Результативность, эффективность

Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана

 

1

 

Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны

 

2

 

Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

 

3

 

Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

 

4

 

4.

Методический уровень описания опыта

Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)

 

1

 

Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)

 

2

 

Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

 

3

 

Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

 

4

 

5.

Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности

Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется

 

0-3

 

Фрагмент педагогической деятельности не в полной мере доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частично соответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарная деятельность обучающихся

 

4–7

 

Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся

 

8–11

 

Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся

 

12–16