День 1. Открытие

Об эффективных подходах в реализации воспитательного потенциала урока

Боярчук Ж.Е., заместитель директора по УР

 

В своем выступлении я постараюсь обозначить основные воспитательные возможности урока и пути к организации такого урока, который будет нацелен на воспитание личности.

Однажды один профессор физико-математического факультета с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил: «Это ваша человечность, — самое необходимое в жизни качество». Затем рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал: «А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз». Еще один 0 — опыт, с которым человек – это «100». И так добавлял ноль за нолем — любовь, карьера, успех, материальный достаток, профессия, выдающиеся способности, … «С каждым добавленным 0 человек прирастает в 10 раз», — сказал профессор.

Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные, ничего не значащие нули…

Профессор продолжил: «Если у вас не будет человечности, остальное ничего не стоит».

Выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Учитель призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкивается на уроке.

Воспитательные требования к уроку включают:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;
  • формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей;
  • воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
  • формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности и др.;
  • внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Урок - ключевой элемент воспитания личности учащегося, однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Если эту возможность не реализовать еще на уровне планирования, то урок превратится в учебное занятие и будет служить лишь передаче знаний. 

По мнению многих педагогов, урок станет воспитывающим, личностно развивающим, если будет построен на «трех китах»:

- установлены уважительные и доверительные отношения с учениками. Именно это поможет педагогу стать для детей значимым взрослым, которому легче влиять на своих воспитанников и к которому больше прислушиваются. Такой взрослый сможет предъявлять детям свои ценности, свои жизненные принципы, свое поведение в качестве образцов для подражания;

ученики увлечены совместной деятельностью. Конечно, это совсем не просто, но это необходимо, потому что эффективно влиять на ребенка можно тогда, когда он увлеченно вместе с педагогом что-то делает;

- и, наконец, коммуникация на уроке наполнена ценностно - ориентированным содержанием, урок имеет не только познавательную, но и нравственную направленность, побуждающую школьников приобретать социально значимые знания, отношения, опыт. Если мы хотим сделать уроки воспитывающими, в основу этих уроков должны быть положены ценности. Важнейшие из них — человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье.

Отмечается, что воспитывающим урок станет только при создании всех трех названных условий. Они тесно связаны друг с другом, и ни одно из них не должно доминировать.

Итак, какие же пути построения воспитывающего урока?

Начнем с главного – того, что определяет результат - с постановки цели. Современно звучат цели образования, обозначенные еще в 16 веке основателем педагогики Яном Амосом Коменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком.

Цель образования – это, в конечном счете, цель урока. Возникает вопрос: как определить цель урока, чтобы после реализации тысячи уроков выполнить социальный заказ в виде разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося выпускника?

Мы все знаем, что в практике целеполагания распространена постановка трех целей урока – образовательной, воспитательной и развивающей. Все эти цели равнозначны по значимости, и каждая из них достигается решением определенного блока задач.

Цель воспитания предполагает формирование определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за одно учебное занятие решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитали или сформировали те или иные личностные качества? Наверное, нет. Поэтому педагог может только создать условия для воспитания, например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости и т.д. Поэтому формулировка цели начинается со слов «Создать (или обеспечить) условия для ... ». Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

В образовательных стандартах общего среднего образования определены цели, содержание, а также личностные, предметные и метапредметные результаты образования на трех его ступенях. Личностные результаты образования и достигаются учащимися непосредственно при реализации воспитательного потенциала урока. Это та сверхзадача, та конечная цель, перспектива воспитывающего обучения, которую учитель ставит перед собой, проектируя развитие учеников.

Личностные результаты в образовательном стандарте дифференцированы по возрастам. Если ученик начальной школы должен в результате обучения иметь представления о нравственных понятиях (добро, сострадание, терпение, уважение, дружба, честность); проявлять гуманное отношение к окружающему миру, то обучающийся 2 ступени общего среднего образования уже принимает и руководствуется нравственными ценностями; имеет сформированную целостную систему взглядов на мир; а выпускник средней школы стремится к формированию нравственных ценностных ориентаций и использует их в своей деятельности.

Обязательным требованием к современному уроку является запланированная заранее воспитательная задача, которая формулируется как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами. Следовательно, воспитательная задача урока должна быть конкретной, понятной детям и самому учителю.

Воспитательные задачи должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

  • для формирования и развития различных качеств личности;
  • воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;
  • сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;
  • формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

Формулировка воспитательной задачи в контексте раздела предмета и темы конкретного урока выглядит следующим образом: воспитывать (формировать) отношения (культурные, социальные, нравственные)/ личностные качества/ ценности/эмоциональный отклик и чувства/ отдельные личностные способности/ потребности/ мотивы/ определенные социальные умения и навыки.

Воспитательные задачи урока должны удовлетворять следующим требованиям:

  • быть сформулирована в несовершенной, продолженной форме («воспитывать», «развивать»);
  • быть конкретной и ясной (не «воспитать гражданственность учащихся», а должны быть названы те компоненты гражданственности, над которыми школьники будут работать на этом уроке, например «воспитывать уважение к защитникам Родины»);
  • основываться на контенте урока;
  • соответствовать логике используемых методов обучения, средств и технологий.

Воспитывающее содержание учебных предметов

Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого содержание упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания школьников:

  • обогащение детских представлений об отношениях людей;
  • ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;
  • ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;
  • расширение представлений учащихся об окружающем мире;
  • экологическое воспитание.

Литературное чтение. Русская литература. Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять содержание нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев.

Уроки литературы способствуют воспитанию умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами

Иностранный язык. Содержание учебного материала должно быть направлено на воспитание уважения к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества; более глубокое осознание особенностей культуры своего народа; воспитание гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Общественно-научные предметы. Содержание учебного материала предметов общественно-научной направленности имеет самый большой воспитательный потенциал среди всех предметов школьной программы, поскольку представлено областями Человек и Природа, Человек и Общество, История, Экономика и др., имеющими социально активный характер. Изучение предметов способствует формированию основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гражданской идентичности; эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре; понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; понимания необходимости экологического поведения в школе, быту и природной среде; умения оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах; чувства исторической перспективы; представления о богатстве внутреннего мира человека; представления о значении созидательной деятельности человека

Математика и информатика, естественнонаучные предметы. Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни. Упражнения, задачи и задания способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания; умений руководствоваться правилами при выполнении заданий, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание необходимости применения достижений современной науки и технологий для рационального природопользования, формирование основ экологической грамотности.

Предметная область «Искусство» должно обеспечить развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению; умение организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Технология. Содержание предмета обеспечивает получение первоначального опыта трудового самовоспитания; формирование качеств и отношений: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, уважение к ним и др.

Реализуя образовательный процесс в формате

Когда мы определили, что нужно воспитывать в процессе урока, перейдем к другим аспектам урока.

На каком этапе урока можно реализовать воспитательные задачи, а какие этапы для этого не подходят? На уроке воспитывает все, и каждый этап урока имеет воспитательное значение, - ответите вы и будете совершенно правы.

Приветствие учителя. Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредоточиваться. Немаловажное значение имеет культура внешнего вида и содержания рабочего места учащихся и акцент на этом, который сделает учитель.

Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично. Воспитывается доброжелательность, справедливость, уважительность, терпение, стремление к самовыражению через деятельность.    

Изложение нового материала - почва для воспитания умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Также на этом этапе можно воспитывать мотивацию доводить начатое до конца, держать слово, считаться с мнением других, самовыражаться через деятельность.

На этапе закрепления нового материала мы воспитываем навыки культурного поведения, доброжелательность, исполнительность, терпение и внимательность, мотивацию к проявлению удовлетворенности своей деятельностью.

Проверка усвоенного материала и контроль создают условия для воспитания ответственности, самостоятельности, критичности, силы воли, коммуникабельности, трудолюбия, культуры общения.

Физкультминутка – воспитываются навыки самоконтроля, сознательной дисциплины, ответственного отношения к своему здоровью и т.д.

Все это - фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большой степени влияет на ценностное поведение и сознание наших учеников.

На каждом уроке воздействие на личность ученика (и учителя тоже) происходит благодаря стилю образовательного общения, культуре управления образовательной деятельностью. Если учитель на уроке умело создает мотивацию, вырабатывает вместе с учениками цели урока, актуализирует необходимые знания и умения, предъявляет новый материал необходимый для достижения цели, достигает понимания этого материала, закрепляет достигнутое, и это повторяется от урока к уроку, возникает ситуация устойчивости, и со временем у ученика входит в привычку совершать любое дело в соответствии с законами деятельности.

Таким образом, формируется определенная культура управления образовательным процессом. Можно выделить следующие ее виды:

прямая командная учительская,

структурно-плановая учительская,

структурно-плановая совместная,

проектно-рефлексивная совместная. 

Прямая командная манера – на уроке преобладают команды-инструкции: откройте тетрадь... послушайте... прочтите... решите и т.п. На таких занятиях ученики приучаются к послушанию, аккуратности, исполнительности, но не к планированию, самоорганизации, ответственности за работу.

При структурно-плановой учительской культуре управления учитель предлагает школьникам принять те или иные цели (вам предстоит узнать научиться, сделать самим и т.п.), в четком виде предъявляет план продвижения к их достижению, пути и средства выполнения этого плана (в форме развернутых операций), каждый результат ученика оценивается не сам по себе, а обязательно в связи с выполнением задачи урока как целого... В этом случае ученик становится соучастником образовательной деятельности, субъектом этой деятельности, но не в качестве соавтора, а лишь в качестве ответственного исполнителя. На таких уроках постепенно вырабатываются: самооценка, ответственность за порученное дело и за качество выполненной работы, планомерность и осмысленность деятельности, уверенность в себе в рамках знакомых операций. Другими словами, структурно-плановая учительская культура управления позволяет воспитать хорошего семьянина, добросовестного специалиста на производстве и порядочного члена общества. Но воспитанный в данной культуре управления человек не разовьет в себе инициативу и предприимчивость, не сможет принимать нестандартные самостоятельные решения.

Совсем другие личностные образовательные результаты формируются, если учитель практикует структурно-плановую совместную и проективно-рефлексивную совместную культуры управления всеми этапами урока. Учитель вовлекает учеников в сам процесс определения целей урока, выделения его проблемного поля, выяснения своего отношения не только к предметному, но к педагогическому смыслу урока, сосредотачивает внимание учеников на тех изменениях, которые происходят с ними в течение урока. Благодаря этому субъектная позиция ученика на уроке вырастает до соавторской. Наш ученик приобретает способность проектирования собственного жизненного пути, учится быть хозяином своего дела.

Мы видим, что на долю учителя выпадает ответственная роль. Ему надо стать организатором той социальной среды, которая является важнейшим воспитательным фактором на уроке. Если уроки отличает структурно-сюжетное разнообразие, богатство дидактических приемов и способов деятельности, нацеленность на разные формы работы с информацией и смыслом, такие уроки учат очень многим важным вещам: развивается подвижность интеллекта, вырабатывается здравый смысл, логика и, наконец, способность видеть эмоциональное состояние и мыслительный процесс у себя и у других как бы со стороны. На этом пути формируется личность учащегося в целом.

 

Скачать план

свернуть

 Реализация воспитательного потенциала урока учителями УМО русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, истории через использование воспитательных возможностей предметного содержания

Малевич М.А., председатель УМО

 

Воспитательный потенциал урока реализуется через отбор содержания учебного материала, организацию деятельности учителя и учащихся, личность учителя.

Воспитательный потенциал уроков словесности и истории определяется самим содержанием учебных предметов гуманитарного цикла.

В основе преподавания языка лежит текстоцентрический принцип. Это означает, что текст является не только источником языкового материала, но и продуктом самостоятельной речевой деятельности учащихся; источником культурологической информации. Поэтому при работе с текстом для реализации воспитательного потенциала урока необходимо учитывать все его аспекты: лингвистический, исторический, культурологический.

Рекомендуемые приемы работы с текстом – комплексный анализ, интерпретация, историко-лингвистическое комментирование, проблематизация и др.

Рассмотрение текста в культурном контексте эпохи стимулирует познавательную и речевую активность учащихся, навыки критического мышления и способствует реализации воспитательного потенциала уроков русского, белорусского языков и литератур, истории и обществоведения.

 

Скачать план

свернуть

Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе

Поспелова Т.В., председатель УМО

учителей начальных классов

 

Обучение и воспитание - важные компоненты образовательного процесса, они дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем урок по любой дисциплине должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным потенциалом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. 

Воспитательный успех урока зависит от содержания учебников, методов и приемов обучения, эмоционального уровня общения, структуры урока и от технологии.

 

Каждый школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 4000 уроков. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика.

Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки литературного чтения, человек и мир, русского языка, белорусского языка, математики  в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?»

Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

 

Например.

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?

А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.

Так, например, во 2 классе много произведений о человеческих отношениях в разделе «Я и моя семья». Такие произведения как: «Просто и ясно» Я.Брыль, «Леденец» Н. Носова», «Хорошее» В.Осеевой , «Отец  и сыновья» Л. Толстогои др. Разбираются поступки героев этих произведений, ребята высказывают свое мнение и отношение к поведению детей. Приводят примеры из личного опыта и приходят к выводам о том, что доброе слово творит чудеса, как поступают любящие свою семью люди, как правильно относиться к своим близким.

Интересный вид работы-сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе, вежливости. Учащиеся сами подбирают эти пословицы дома. На уроке их разбираем, объясняем и проводим аналогию с конкретными ситуациями. Дети оценивают свое поведение. Всегда ли они поступают правильно.

Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. А тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно.

Таким образом, на уроках дети проявляют себя, высказывают свое мнение, учатся думать вслух, говорить, сравнивать. И все это благотворно влияет на развитие личности школьника и его воспитание.

Воспитательное значение уроков русского и белорусского языка

В начальных классах уроки русского   белорусского языка являются не только уроками обучения языку, но и такими, на которых средствами языка приобретаются сведения об окружающей действительности. На уроках учитель учит детей наблюдать, думать и правильно говорить. Поэтому обучение грамоте, чтению, грамматике и правописанию органически и всесторонне связывается с обогащением словаря, формированием грамматически правильной структуры речи и приобретением навыков устного и письменного изложения.

В качестве развития речи учащимся предлагаются творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: “Что значит воспитанный человек?”, “Я и мои товарищи”, “Если был бы я волшебником”.

В целях нравственного воспитания используются короткие изложения, в текст которых включаю нравственные задачи. Также ведется работа над обогащением словарного запаса детей нравственными определениями (справедливость, гуманизм, честность).

В учебниках даются специальные материалы по культуре речи: словарики ударений, синонимов, трудные слова или формы. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурной речи.

Работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, обращается внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

 Л.Н.Толстой писал: «Хочешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, сколько б ты не заставлял учить, наука не воспроизведет воспитательного воздействия.»

 

Скачать план

свернуть

Реализация воспитательного потенциала уроков естественного цикла через использование воспитательных возможностей  предметного содержания

Прихошко Т.Н.,

председатель УМО

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного мирового образования. Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».

Выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Учитель призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкивается на уроке. Воспитательные требования к уроку включают:

определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;

формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей;

воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности др.;

внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Воспитывать будет весь процесс обучения в целом, если учитель не просто сообщает знания учащимся, а всей своей работой, всей системой занятий учит школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. И это относится не только к предметам гуманитарного цикла. Самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, оказываются те, когда учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет вместе с ними правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Научить учеников мыслить может сама мысль и время. Поэтому учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ, т.е. научить аргументировать ответ, высказать свою точку зрения.

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);

воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (например, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);

воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

использования современных образовательных технологий;

организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Проектирование воспитательной задачи урока

Обязательным требованием к современному уроку является запланированная заранее воспитательная задача, которая формулируется как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами. Следовательно, воспитательная задача урока должна быть конкретной, понятной детям и самому учителю.

Воспитательные задачи должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

для формирования и развития различных качеств личности;

воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;

сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;

формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

Формулировка воспитательной задачи в контексте раздела предмета и темы конкретного урока выглядит следующим образом: воспитывать (формировать) отношения (культурные, социальные, нравственные)/ личпостные качества/ ценности/эмоциональный отклик и чувства/ отдельные личностные способности/ потребности/ мотивы/ определенные социальные умения и навыки.

Воспитательные задачи урока должны удовлетворять следующим требованиям:

быть сформулирована в несовершенной, продолженной форме («воспитывать», «развивать»);

быть конкретной и ясной (не «воспитать гражданственность учащихся», а должны быть названы те компоненты гражданственности, над которыми школьники будут работать на этом уроке, например «воспитывать уважение к защитникам Родины»);

основываться на контенте урока;

соответствовать логике используемых методов обучения, средств и технологий.

При подведении итогов урока целесообразно назвать школьникам воспитательную задачу урока и проанализировать ход и итог ее выполнения.

Естественнонаучные предметы,математика, физика и информатика.

Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни. Упражнения, задачи и задания способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания; умений руководствоваться правилами при выполнении заданий, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание необходимости применения достижений современной науки и технологий для рационального природопользования, формирование основ экологической грамотности.

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;

репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;

творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;

методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;

метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;

методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.

Для учителя важно умение проанализировать процесс воспитания на уроке.

Примерный план анализа может быть таким:

использование воспитательных возможностей организации урока;

воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся);

воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины);

формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места);

воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение);

формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися);

воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

Необходимо также учить детей ценить и продуктивно использовать время. Самому учителю надо показать пример рационального использования времени урока:

четко указывать время выполнения каждого этапа работы;

подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.

Поэтому грамотный учитель будет стремиться научить учащихся учебно-познавательной деятельности. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности. Опытные учителя свидетельствуют, что при обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться. В процессе обучения у части учащихся стихийно формируются некоторые способы организации своей учебной деятельности, отдельные частные приемы решения задач, написания сочинений и т.д. Необходимо кроме частных приемов учебной деятельности обучать их приемам сравнения, обобщения, конкретизации, определения понятий, работы с учебником, ведения тетрадей, составления конспекта, подготовки домашнего задания, подготовки к контрольной работе и др.

Приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием

Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности.

Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу (определить ее цель), внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.

Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание, конспектирование, зарисовка, запись в таблицу, специальные чертежи, графики, символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.

Общий прием организации памяти: осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, и сделать себе соответствующую установку, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, расположение запоминаемого в логической последовательности, составление плана, таблицы или схемы, пересказ, конкретизация, применение, мнемонические иигровые приемы, сочетать различные виды памяти (образную, логическую, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную, закреплять в памяти материал как можно скорее, пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации на сразу, а с перерывами.

 

Для учащихся важны и приемы осуществления логических операций (операционное мышление).С помощью мыслительных операций осуществляется понимание, осмысление, обобщение, систематизация изучаемого материала и способов деятельности, перенос усвоенного в новые ситуации, построение целостной системы знаний.

К основным мыслительным операциям относятся:

Анализ: дает возможность проверить, можно ли использовать какой-нибудь прием сравнения. Если невозможно, то расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения, частные случаи). Затем исследовать (изучить) отдельно каждый элемент, если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими, составить план исследования (изучения) объекта в целом.

Сравнение: используя наблюдение и анализ, выделить свойства данных объектов или их частей, провести смысловой анализ объектов (можно ли их сравнивать), установить различные и несущественные свойства объектов (отличительные признаки). А так же сформулировать основание для сравнения (заданное или найденное среди существующих признаков объектов), сопоставить объекты (или их части) по этому основанию, установить зависимость между ними, сформулировать вывод сравнения.

Синтез: объединяет свойства, полученные при анализе (сравнении) в единое целое.

Обобщение: позволяет зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению, на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов. Можно объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество, дать название (термин, символ) полученному множеству. С помощью обобщения можно сформулировать суждение - характерное свойство полученного нового множества объектов (или определение нового понятия).

Абстрагирование: дает возможность разделить существенные и несущественные свойства данных объектов, выделить их общие и различные свойства, определить существенные и общие свойства. В другом случае, отбросить несущественные и различные свойства, сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами.

Конкретизация: позволяет привести пример, иллюстрирующий абстрактное понятие (суждение, свойство), устно, с помощью схемы, рисунка, чертежа, модели и т.д.

Классификация: изучает данные объекты, устанавливает их существенные признаки, сформулирует на основе анализа и сравнения общие и различные свойства (признаки) изучаемых объектов. А также позволяет выбрать основание классификации – признак, по которому она будет проводиться, разделить по этому признаку все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.

Систематизация: выделенные (на основании классификации) классы объединяет в группы по сходству их характерных признаков, установить связи между классами, изобразить полученную систему в виде таблицы, схемы и т.д.

Специализация: выделяет в классе объектов (понятий, свойств) подкласс по какому-нибудь признаку (вид), сформулирует характеристическое свойство его объектов.

В рамках методической декады по теме «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающей личности»  учителями нашего учебного методического объединения будут проведены уроки:

08.02.2023

Урок химии в 11 «А» классе в 11.55 в к. 220 по теме «Соединения галогенов» учитель Прихошко Т.Н. На данном уроке можно будет увидеть объяснительно-иллюстративный и  проблемно-поисковый метод, которые формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;

использованы такие виды деятельности как : словесные, аналитические, размышление, эксперимент. Актуальность урока: использование знаний на уроках, в повседневной жизни.

Урок географии в 8 «Б» классе  в 8.00 в к.208 по теме «Франция» учитель Стельмах А.Л. Вы увидите комбинированный урок, с различными видами деятельности, где будет показано уважение к культуре и обычаям других народов.

10.02.2023

Урок физики в 7 «Б» классе в 14.00 в к. 215 по теме «Трение. Сила трения» учитель БеганскаяИ.А. Применяемая методика на данном уроке – поисково-исследовательская. Учитель на данном уроке создает ситуацию, в которой у учащихся возникает потребность включаться в самостоятельную исследовательскую деятельность по изучению нового материала. У детей развивается логическое мышление, развиваются умения экспериментировать, пользоваться приборами, анализировать.

13.02.2023

Урок математики молодого педагога в 6 «С» классе в 9.55 в к.204по теме «Деление рациональных чисел» учитель Скорб Е.М. Мы увидим комбинированный урок, где будут использованы такие формы работы как самостоятельная, беседа, устный счет. Основными воспитательными задачами будет развитие познавательного интереса учащихся, внимания, самостоятельности. Способствование развития такого  качества как патриотизм.

В ходе уроков естественно-математического цикла можно выделить следующие воспитательные аспекты:

- Нравственный

- Патриотический

- Эстетический

-Личностный

- Здоровье сберегающий

-Экологический

Ждем всех желающих на наши уроки!!!!!!!

 

Скачать план

свернуть

Реализация воспитательного потенциала урока иностранного языка через использование воспитательных возможностей предметного содержания

Семчук Наталья Михайловна,

председатель УМО учителей

английского языка

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся:

  1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).
  2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
  3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
  4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
  5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
  6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности учителя и его поведении.

На уроках иностранного есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Воспитание личности предполагает:

- развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

- формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

- формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

- усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

- развитие эстетических взглядов;

- развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

- развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

В 2022/2023 учебном году необходимо обращать особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому. Решение этой задачи напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Учебной программой по учебному предмету «Иностранный язык» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: сформированность качеств поликультурной личности, владеющей системой гуманистических ценностных ориентаций и способной осуществлять межличностное общение в контексте диалога культур; знание национально-культурных ценностей своей страны и стран изучаемого языка; умение представлять свою страну в условиях иноязычной межкультурной коммуникации; проявление духовной зрелости.

Вместе с тем при изучении каждой темы учебной программы необходимо создавать условия для формирования у учащихся психологической готовности к межкультурной коммуникации, осознания роли учебного предмета в познании мира и практической деятельности, ответственности, организованности, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, целеустремленности.

При организации образовательного процесса особое внимание необходимо уделять развитию культуры речи учащихся, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Материалы учебных пособий по иностранным языкам создают условия для подготовки учащихся к межкультурному общению, знакомят с ценностями познаваемой культуры в диалоге с родной.

Важно обратить внимание на формирование у учащихся нравственных ценностных ориентаций, патриотизма и гражданственности, уважения к героическому прошлому белорусского народа. Историческая память обладает большим воспитательным потенциалом, способностью сохранять оценки событий прошлого, которые превращаются в сознании учащихся в ценностные ориентиры, определяющие их действия и поступки. Значимость исторической памяти заключается в том, что она является основой патриотизма и гражданственности, культурной преемственности поколений, национально-гражданской идентичности, самоидентификации, консолидирующей общество.

В содержании учебного предмета «Иностранный язык» на достижение целей и задач патриотического воспитания в наибольшей мере направлено следующее предметно-тематическое содержание: «Праздники», «Телепередачи» (5 класс); «Республика Беларусь и страны изучаемого языка», «Фильмы. Книги» (6 класс); «Спорт» (7 класс); «Литература», «Кино», «Музыка» (8 класс); «Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка» (10 класс); «Национальный характер», «Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка» (11 класс).

В этом контексте рекомендуется обратить внимание учащихся на важность знания героического прошлого, национальной культуры и традиций, что способствует передаче духовного опыта народа, воспитанию уважения к отечественной культуре и истории.

При подборе дидактических материалов к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким заданиям и упражнениям, которые своим содержанием способствуют формированию патриотизма и гражданственности, национального самосознания, нравственной культуры, ценностного отношения к своему здоровью.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: ролевую игру, мозговой штурм, дискуссию, беседу, викторину, проект, виртуальную экскурсию и путешествие; моделирование ситуаций иноязычного речевого общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач, и др.

 

Скачать план

 

свернуть