Военно-патриотическое воспитание

 При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
     Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
     – организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
     – проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
     – осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
     – осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
     – координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

        К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы, в том чис.
     Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
       Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
     При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
     Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
     1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
     2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
     Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
     В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
     – обеспечение средствамиобучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
     – организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
     – организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
     Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
     С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.

 

Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»

Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

Организация патриотического воспитания личности в Республике Беларусь

Календарь  государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат для   планирования мероприятий военно-патриотической направленности в школе

 Интерактивная платформа патриотического воспитания

Профориентационная работа

  • ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ перейти
  • КАК СТАТЬ ОФИЦЕРОМ скачать
  • ПЕРЕЧЕНЬ ВВУЗов скачать
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ГРОДНЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ" перейти
  • ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ перейти
свернуть

Патриотический клуб "Доблесть"

Положение

о школьном патриотическом клубе «Доблесть»

1.Общее положение.

 

1.1 Патриотический клуб «Доблесть» СШ №7 г.Гродно является органом ученического самоуправления, добровольным объединением учащихся 7-11 классов школы, формой жизнедеятельности  учащихся на основе принципов добровольности, открытости и доступности, сотрудничества и равенства.

1.2. Добровольное участие учащихся в работе клуба помогает сформировать у них черты социально активной личности и принципы настоящего гражданина.

1.3. Клуб осуществляет свою деятельность на основании: Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г., Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.

 

2.Цели и задачи:

2.1.Патриотическое воспитание подростков и молодежи, развитие нравственных и духовных черт личности.

 2.2.Занятость и творческий досуг подростков, профилактика правонарушений среди молодежи.

2.3.Стимулирование интеллектуальных и физической активности обучающихся, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.

 

3.Организация работы патриотического клуба «Доблесть» предусматривает:

3.1.Самостоятельное планирование своей деятельности и определение перспектив её развития.

3.2. Организация и проведение массовых военно-патриотических мероприятий, массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе.

 3.3. Составление плана работы клуба и тематического планирования образовательной части программы.

3.4. Представление результатов работы школьного военно-патриотического клуба на сайте и стендах школ и других средств массовой информации.

 

4.Состав и структура патриотического клуба «Доблесть»:

4.1.Членами клуба могут быть учащиеся 7-11 классов школы.

 4.2.Правами и обязанностями членов клуба являются:

 - обязательное посещение собраний объединения, занятий по разным профилям работы клуба, обучающие тренинги;

- стремление к развитию патриотического движения, участие во всех мероприятиях школы, поддержание авторитета клуба среди учащихся учреждения;

4.3.Руководство клубом осуществляется Президентом клуба и его заместителями, избранными на общем собрании членов клуба.

 4.4.Президент клуба и его заместители осуществляют планирование работы, определяют перспективные направления работы и участие его членов во всех проводимых мероприятиях.

4.5.Президент может назначать из числа его членов помощников по различным направлениям деятельности.

4.6.Кураторами клуба являются заместитель директора по ВР (или исполняющий его обязанности педагог).

 

Программа патриотического клуба

 «Доблесть»  на 2023-2024 учебный год.

 

Пояснительная записка

В последнее время тема патриотизма, духовно-нравственного становления личности является достаточно дискуссионной. Современное общественное развитие Республики Беларусь остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Участниками патриотического клуба «Доблесть» могут быть учащиеся 7-11 классов. В своей деятельности клуб руководствуется следующими нормативно-правовыми документами: Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г., Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.

Актуальность  данной программы – в социальной деятельности учащихся, формирования у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношения к ним формируется у воспитанников на уроках истории, в процессе внеклассной работы, во время работы в патриотическом клубе, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.

Цель Программы: воспитание патриотов Республики Беларусь, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

                                        

 

  Задачи Программы:

  1. Становление многостороннего развитого гражданина Республики Беларусь  в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.
  2. Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
  4. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
  5. Подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Белорусской Армии.

Для реализации программы деятельности патриотического клуба «Доблесть» создается Совет Клуба, в который входят: Президент клуба, заместитель директора школы по воспитательной работе и 5 человек детей из числа воспитанников.

Объем и срок освоения Программы: объем Программы – 207 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения: Программа реализуется в очной форме.

Режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю

(понедельник -2 ч., среда -2ч., суббота 3ч.) в первом полугодии и три раза в неделю во втором (понедельник -3ч., четверг -2ч., пятница- 2ч.). Всего в неделю - 7 часов.

Образовательными областями программы патриотического профиля являются «Подготовка к военной службе» и «Патриотическое воспитание».

Образовательная область «Подготовка к военной службе»

Цель: формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности, конституционного и воинского долга по защите Родины в рядах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

  •  

1. Приобретение практический знаний и умений, физической и психологической устойчивости для будущей службы в Вооруженных Силах Республики Беларуси, других войсках и воинских формированиях;

2. Привитие обучающимся чувства уважения к своей Родине, гордости за свой народ и его историю;

3. Содействие профессиональной ориентации обучающихся.

Образовательная область «Патриотическое воспитание»

Цель: формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств, воспитание чувства уважения к героическому прошлому страны.

  • :                                    
  1. Увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн;
  2. Развитие у обучающихся представлений о героических подвигах белорусского народа.

 

 

Учебно-тематический план

Образовательная область «Подготовка к военной службе»

 №

п/п

 

Раздел, подраздел

               Количество часов

Всего часов

           В том числе

теоретических

практических

 1

Строевая подготовка

 15

          1

         14

 2

Стрелковая подготовка

 15

          1

         14

 3

Посещение мест боевой славы

   9

          0

           9

 4

Практический урок выживания

   3

          0

           3

 5

Приемы самообороны

   5

           1

           4

               

   

Учебно-тематический план

Образовательная область «Патриотическое воспитание»

 №

п/п

 

Раздел, подраздел

               Количество часов

Всего часов

           В том числе

теоретических

практических

 1

Вахта Памяти

 52

          26

         26

 2

Просмотр и обсуждение патриотических кинофильмов

 40

           0

         40

 3

Экскурсии

  34

           0

         34

 4

Лекции

  18

          18

           0

 5

Встречи с интересными людьми

   6

           0

           6

 6

Викторины

   3

            0

           3

 7

Семинары

   2

            0

           2

               

 

 

 

Содержание образовательной области

«Подготовка к военной службе»

 

  1. Строевая подготовка.

Строй. Элементы строя. Строевая стойка, строевой шаг, повороты в движении, выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику с выходом из строя и отход от него. Практическая отработка строевых действий для подготовки к Вахте Памяти. Обучение понятию отдельных элементов строя. Движение в одиночку и в подразделении. Выработка первичных навыков нахождения в строю, строевой выправки, ловкости и выносливости. Воспитание чувства слаженности подразделения, дисциплинированности и опрятности.

  1. Стрелковая подготовка.

Теоретическое знакомство с основными видами отечественногострелкового оружия их характеристиками и устройством. Характеристика моделей пневматического оружия. Устройство и взаимодействием частей пневматического оружия. Техника безопасности при пользовании пневматическим оружием. Основами меткого выстрела. Методика обучения технике стрельбы. Специальные стрелковые упражнения.

  1. Посещение мест боевой славы.

Посещение воинского кладбища по ул. Белуша. Посещение мемориального комплекса «Курган Славы» в г.Гродно. Уборка воинских захоронений в честь воинов-интернационалистов. Посещение мемориального комплекса Советским Пограничникам в г.Гродно.

  1. Практический урок выживания.

Практический урок выживания в лесу. Способы ориентирования по летнему лесу на местности. Сооружение временного укрытия из природных элементов. Костер и способы его розжига. Поиск пищи и воды. Подручные средства сигнализации. Отработка действий при групповом нахождении в незнакомом месте, а также в одиночку.

  1. Приемы самообороны.

Освобождение от захватов за одежду, за волосы, за туловища с руками или без рук. Защита от ударов руками и ногами (сбоку, снизу, прямой удар). Защита от ударов ножом (сверху, снизу, сбоку, прямой удар, наотмашь,). Действия при угрозе пистолетом (угроза сзади, сбоку, прямо). Обучение нанесению расслабляющих ударов, уход с линии атаки, выполнение блокировки ударов.

 

 

Содержание патриотической области

«Патриотическое воспитание»

  1. Вахта Памяти.

Обучение строевым действиям в составе команды, подготовка к несению Вахты Памяти. Несение Вахты Памяти.

  1. Просмотр и обсуждение патриотических кинофильмов.

«Вам задание»(2004); «Днепровский рубеж»(2009);

«Брестская крепость»(2010); «Враги»(2007);

«На безымянной высоте»(2004); «Последний бронепоезд»(2006); «Чаклун и Румба»(2007);

«Т-34»(2019); «Битва за Севастополь»(2015);

«Крепость на колесах»(1960); «Афганский излом»(1991);

«Часы остановились в полночь»(1958); «Красный призрак»(2020); «Судьба диверсанта»(2019); «Несокрушимый»(2018); «Коридор бессмертия»(2019); «Собибор»(2018); «Звезда(2002).

  1. Экскурсии.

В музей партизанской славы СШ №22.

В воинскую часть 48685.

В школьный музей гимназии №6 «Живая история города».

В Гродненский государственный историко-археологический музей.

Посещение военного факультета ГрГУ им.Я.Купалы.

Экскурсия на заставу им.Усова.

Экскурсия в Октябрьский отдел г.Гродно Департамента охраны МВД РБ.

В музей гимназии №9 «Синяя вечность».

В школьный музей гимназии №10 «Беларусь непокоренная».

Экскурсию в МЧС.

  •  

В школьный музей СШ №33 «Солдаты победы».

Пешеходная обзорная экскурсия по городу.

Посещение Гродненского областного кадетского училища.

Посещение военного комиссариата г.Гродно и Гродненского района.

  1. Лекции.

«Правила безопасного поведения в сети интернет».

«День Памяти Тадеуша Костюшко».

«Кастусь Калиновский».

«Опасность конфликтов в классе, на улице, дома».

«Опасность участия в несанкционированных мероприятиях и акциях протеста».

«Октябрьская революция».

«153 стрелковая Смоленская Кразнознаменная Ордена Кутузова Дивизия». (на базе школьного музея СШ№7).

«Алгоритм действий в экстремальных ситуациях».

«Теоретические основы закаливания.

Средства и формы закаливания».

Урок мужества с представителями в/ч 48685.

«Защитник Отечества-опора государства».

«Способы успешной адаптации в воинском коллективе».

«Правила автономного выживания».

«Профориентация с представителями в/ч 48685».

«Первая помощь при угрожающих жизни состояниях».

  1.  

«1 мая».

«Изучение основ Белорусской армии».

  1. Встречи с интересными людьми.

Встречи с представителями ГАИ и ИДН, ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами, отслужившим недавно призывником.

  1. Викторины.

60 вопросов о Беларуси;

«Я знаю символы гордости, чести и славы»;

«День Победы».

  1. Семинары.

«Ими гордится Родина»;

«Знаменитые сражения в которых участвовали белорусы».

 

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.

Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.

Снижение уровня правонарушений обучающихся.

Сформированность гражданско-правовой компетентности школьников.

Развитие у обучающихся  потребности в изучении истории своего края и Отечества.

Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.

                                               Литература:

  1. Вооруженные Силы Республики Беларусь / под ред. А. Гуры. — Мн. : ООО"Поликрафт", 2006. - 151 с.
  2.  Основы военной доктрины государства : Л.С. Мальцев : учебное пособие / J1.C. Мальцев. 4 Мн. : ВА РБ, 2007. - 265 с.
  3. Способы успешной адаптации в воинском коллективе. https://scienceforum.ru/2018/article/2018004723
  4. Знаменитые сражения в которых участвовали белорусы. https://govorim.by/strana-belarus/3151-top-10-pobed-belorusskogo-oruzhiya.html
  5. Алгоритм действий в экстремальных ситуациях. https://klyapino.schools.by/m/pages/rekomendatsii-po-dejstvijam-v-chrezvychajnyh-i-ekstremalnyh-situatsijah
  6. Теоретические основы закаливания. https://koicrb.ru/zozh/67-zakalivanie.html
  7. Правила автономного выживания. https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-vizhivanie-v-usloviyah-avtonomnogo-suschestvovaniya-1769350.html
  8. Правила безопасного поведения в сети интернет. https://kvasovka.schools.by/pages/pravila-bezopasnogo-povedenija-v-internete
  9. Участие в несанкционированных мероприятиях и акциях протеста. http://bezdej.drogichin.edu.by/ru/main.aspx?guid=44351
  10. Первая помощь при угрожающих жизни состояниях. https://71.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/staticheskie-stranicy/nauchis-spasat-zhizn/pamyatki-broshyury-rekomendacii/pervaya-pomoshch-kogda-okazyvaetsya-pervoocherednye-deystviya
свернуть

Что нужно знать учащимся о прохождении военной службы

свернуть

Нормативно-правовое обеспечение

  • Конституция Республики Беларусь перейти
  • Концепция национальной безопасности Республики Беларусь перейти
  • Военная доктрина Республики Беларусь перейти
  • Закон Республики Беларусь  Об Обороне перейти
  • Закон Республики Беларусь О Вооруженных Силах Республики Беларусь перейти
  • Закон Республики Беларусь О статусе военнослужащих перейти
  • Закон Республики Беларусь О воинской обязанности и воинской службе перейти
  • КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ скачать
свернуть

Законодательство о прохождении военной службы

Проведённые мероприятия