Добро пожаловать к школьному психологу !
- Кто такой психолог ?
Психолог - это специалист с высшим психологическим образованием. Он работает со здоровыми людьми и НЕ РАБОТАЕТ с нарушенной психикой.
- Зачем нужен психолог?
Психолог нужен для того, чтобы помочь человеку справиться с самыми разными трудностями. Например, найти своё призвание, повысить самооценку и уверенность в себе, справиться со страхами, пережить горе (расставание, потерю близкого человека), разобраться в семейных трудностях и так далее.
- Когда необходима помощь психолога:
- Конфликты в классе и/или в семье
- Тебя часто все раздражает
- Ты проявляешь агрессию к окружающим и к себе
- У тебя есть тема которую ты не можешь обсудить
- Тебе трудно определиться с будущей профессией
- Разного рода трудности в жизненных ситуациях
- Комплексы, необоснованные страхи
Задача психолога — не давать советы, а помочь вернуть вам душевное равновесие, которое ты растерял в дороге.
Правила психолога
- Компетентность
- Неразглашение информации:
- психолог охраняет права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми пришлось работать.
Разглашение информации:
- психолог раскрывает конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также если это направлено на обеспечение необходимой помощи клиенту, проведение необходимых профессиональных консультаций и на защиту клиентов;
- психолог может разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента;
- при консультации с коллегами, психолог не должен делиться конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента.
- Уважение и права других людей
- Сохранение честь и достоинство клиента
- Ненанесение вреда.
Для каждого клиента психолог должен создавать
свой язык консультирования
Помощь во время экзаменов
Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам
Памятка для родителей выпускников
Дети и Гаджеты
Рекомендации. Что могут сделать родители?
§Не используйте методику запретов
Категорический запрет может привести к тому, что ваш ребенок отгородится от вас, или вовсе назло бросит учебу. Учитывайте, что ребенок своей зависимости не осознает, поэтому и наказания понять не сможет. Запрет на любимо занятие всегда вызовет протест.
§Будьте ребенку другом
Вопрос доверия между вами — прежде всего. Если ваше чадо вам доверяет, то ваши страхи и тревоги за него могут стать сдерживающим фактором.
§Ищите для ребенка альтернативу компьютеру
И чем раньше — тем лучше.
§Контролируйте процесс — во что играет ребенок, сколько времени, на какие страницы заходит
Помимо зависимости от компьютера, существует еще и опасность попасть через глобальную сеть в дурную компанию.
§Категорически не ставьте компьютер в детской комнате
Идеальный вариант — в помещении, где постоянно находятся взрослые. Для контроля.
- Как можно чаще «мешайте» ребенку во время его игр, отвлекайте от компьютера различными просьбами и предложениями
Интересуйтесь — что нового он узнал, на каких сайтах бывает, чему научился.
§Если у вас нет времени на контроль, ищите методы для ограничения времени, которое ваше чадо проводит за монитором
Подумайте об установке программы, которая ограничит ребенку доступ к неблагонадежным страницам, и ограничит время игр. Решайте
семейные проблемы своевременно и чаще интересуйтесь проблемами в личной жизни ребенка
Именно от проблем дети сбегают в глобальную сеть чаще всего.
§Установите правила игр на компьютере
Например, только час в день. Или только после того, как будут сделаны уроки. Компьютер должен быть привилегией и полезным предметом, а не средством развлечения и правом.
§Будьте чаду примером
Если вы с утра до глубокой ночи сидите в интернете, то ребенок просто не поймет — почему вам можно, а ему нельзя.
- Внимательно смотрите на игры, за которыми проводит время ребенок Отдельные игры могут стать причинами нарушения психики, бессонницы, страхов, агрессивности. Выбирайте развивающие игры.
- Если чувствуете, что ваших сил не хватает, и ребенок все больше погружается в мировую паутину, обращайтесь к специалисту.
- Не покупайте чаду его «личный» компьютер. Пусть пользуется родительским — папиным. В любой момент вы сможете забрать его под предлогом «папе нужно работать».
- Забирая компьютер у ребенка, обязательно предложите альтернативу. Ребенок не должен страдать от скуки — он должен быть занят. Если его тянет к компьютеру, как
прирожденного художника к кистям и краскам, то отдайте чадо на компьютерные курсы — пусть время хотя бы проходит с пользой, а не впустую — в играх. Пусть осваивает фотошоп, создает сайты, изучает программы — к 18-ти годам у ребенка уже будет профессия.
- Купите будильник и установите его рядом с компьютером. Максимальное время в сети для дошкольника — 30 минут/день, для ребенка старших классов — 1 час/день. За 3 часа до сна играть категорически запрещено.
Учите свое чадо критически относится к информации из сети, держать личные данные в секрете (а не выставлять их на показ), отфильтровывать вредные и полезные сайты. Учите ребенка брать
- только полезное из «общения» с компьютером, а все бессмысленное
исключать.
Как выбрать профессию мечты
Выбор профессии определенно является важным этапом в жизни каждого подростка. И чтобы не совершить ошибок хочется поделится одной формулой.
Формула выбора профессии была разработана советским психологом Климовым Е.А. для помощи выпускникам в выборе профессии. Она позволяет учитывать интересы, способности, физические возможности человека и востребованность профессии на рынке труда. На пересечении всех компонентов (Хочу-Могу-Надо) и находятся самые подходящие для человека профессии, именно те, в которых он может быть успешен, те, которые будут приносить максимальное удовлетворение.
"Формула: "Хочу,Могу, Надо"
«хочу» определяет интересы и склонности;
«могу» – знания, умения, навыки, способности, возможности, в том числе физические и психические особенности;
«надо» – социальные ожидания, требования общества, спрос окружения, рынка труда.
Какие результаты дают разные соединения этих элементов:
Хочу + могу = счастлив, но беден.
Хочу + надо = жизнь в мечтах.
Могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь.
Хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни.
Майндфулнесс
Майндфулнесс — это вид ментального тренинга, основанный на практике медитации в отрыве от религиозного контекста. Благодаря практикам майндфулнесс мы развиваем способность сохранять позитивное состояние ума. Это простой и эффективный способ прокачать навык осознанности, который помогает нейтрализовать стресс, повысить стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и качество жизни.
ПОЛЬЗА МАЙНДФУЛНЕСС ДЛЯ ДЕТЕЙ
Регулярные майндфулнесс активности улучшают внимание детей, развивают навык успокаивать себя и регулировать свои эмоции, делают добрее к себе и другим, снижают стресс.
Практики, согласно исследованиям, влияют на некоторые области мозга. Снижают реактивность амигдалы – нашей тревожной сигнализации, запускающей эмоциональный ответ на воспринимаемые угрозы из внешнего и внутреннего мира. Активируют и увеличивают количество серого вещества в гиппокампе , который имеет решающее значение для обучения и памяти и помогает регулировать амигдалу. Активируют и развивают области префронтальной коры , которая связана с эмоциональной регуляцией и принятием мудрых решений.
Техники
ДЫХАНИЕ ДЕЛЛЬФИНА
Вдохни, высоко поднимая руки. Выдохни, представляя, как ты ныряешь в океан.
ОВСЯНОЕ ДЫХАНИЕ
Цель: сосредоточиться на занятии
Вдохни и представь, что ты вдыхаешь запах горячей овсянки. Затем выдохни, как будто ты дуешь на овсянку, чтобы остудить её.
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС?
Он порождается:
· интенсивной умственной деятельностью,
· нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из за длительного сидения за учебниками,
· также нарушением режима сна и отдыха.
Главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания.
Стресс оказывает негативное влияние на психику человека:
Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью.
МЕТОД БЫСТРОГО СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.
УПРАЖНЕНИЕ "Муха"
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
УПРАЖНЕНИЕ "Лимон"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
УПРАЖНЕНИЕ "Сосулька" ("Мороженое")
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
УПРАЖНЕНИЕ "Воздушный шар"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Буллинг в школе: виды, причины, последствия.
В основе буллинга лежат механизмы агрессии. Также одной из причин возникновения буллинга является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребёнок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми.
С точки зрения социальной значимости, переживаемое к себе унижающее отношение со стороны других детей у части пострадавших вызывает социально опасные формы поведения:
- проявление замкнутости
- насильственность
- зависимость от ПАВ, интернета, игр и телевидения
- возникающие сложности во взаимодействии с окружающими могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.
Факторы возникновения буллинга в среде подростков:
1. Индивидуальные (агрессия, виктимность, конформность подростков).
2.Групповые (антисоциальная групповая деятельность, несформированное ценностно ориентированное единство группы, отсутствие самоопределения личности в группе у её участников, неблагоприятный социально-психологический климат группы).
Рекомендуемый фильм для просмотра «Чучело» - Режиссер: Ролан Быков
Рекомендации для родителей
Памятка для родителей
«Кризисная ситуация в жизни ребёнка: как пережить её вместе»
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:
— Успокоиться самому.
— Уделить всё внимание ребёнку.
— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
— Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
—Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:
Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
И помните:
1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем.
3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
КАК распознать острое кризисное состояние у подростка
Что в поведении подростка должно насторожить родителей?
- Ребенок прямо или косвенно говорит о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
- Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты).
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Что делать родителям, если они обнаружили опасность
- Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
- Для этого:
- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
- Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
- Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
- Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
- Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
- Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
В случае необходимости вы и ваш ребенок всегда можете получить профессиональную помощь:
Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления
Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.
Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно. Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение. Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.
Понятие
В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.
Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.
Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.
Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.
У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.
Признаки
Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.
Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?
- Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
- Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
- Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
- Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
- Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
- Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.
Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:
- игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
- зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
- навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.
Как бороться
Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:
- не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
- установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
- не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!
Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.
Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.
Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.
Возрастные особенности школьников
Название возраста |
Период |
Физическое развитие |
Психическое развитие |
Социальное развитие |
Младший школьный возраст |
от 7 до 11 - 12 лет |
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. |
Опосредованность отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). |
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. |
Средний школьный возраст |
от 12 до 15 лет |
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см. |
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. появляется стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения. |
Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. |
Старший школьный возраст |
от 15 до 18 лет |
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. |
Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников. Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. |
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. |
Заповеди Марии Монтессори
для родителей.
Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.
Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.
Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:
►Детей учит то, что их окружает.
►Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
►Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
►Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.
►Если с ребенком честны – он учится справедливости.
►Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
►Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
►Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
►Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
►Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
►Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.
►Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.
►Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.
►Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
►Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
►Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
►Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
►Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
►В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».
Преодоление стресса
Когда человек в панике, он не способен сосредоточится на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход.
Д.Карнеги
Рекомендации по преодолению стресса:
- Необходимо делиться своими переживаниями.
- Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
- Стараться высыпаться и правильно питаться.
- Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка).
- Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
- Не боятся плакать.
- Постарайтесь принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
- Развивайте навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения
- Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор
- Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов
- Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слёзы
- Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
- Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)
Антистрессовое питание
- Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг
- Лучшему запоминанию способствует – морковь
- От напряжения и усталости хорошее средство – лук
- Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы)
- Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение
- От нервозности вас избавит – капуста
- Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
- Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
- Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
- Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом/олимпиадой. Врач подскажет по какой схеме принимать его.