Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это нарушение письменной речи, которое выражается на письме в виде систематически появляющихся ошибках. Ошибки носят стойкий характер и появляются в результате недоразвития языкового анализа и синтеза на уровне букв, слогов, слов и предложений. В основе нейропсихологии ошибок на письме лежит принцип системного строения речи.
В результате слабого развития фонематического восприятия и психических функций у ребенка медленнее формируются умения определять звуковой состав слова, выделять слова в предложении. Именно эти умения лежат в основе языкового анализа. Их недоразвитие является причиной трудностей у ребенка при овладении письмом и чтением, а также причиной развития дисграфии.
Характерные симптомы:
- пропуски согласных при их стечении (портрет — потет);
- пропуски безударных гласных (карандаш — крандаш);
- перестановка букв внутри слова (трава — ртава);
- добавочное дописывание букв, как правило, гласных между согласными (прыжки — пырыжки);
- пропуски, вставки, перестановки слогов (бутерброд — тербурот);
- необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник);
- слитное написание предлогов с последующим словом, слитное написание прилагательных с существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);
- нарушения границ предложения внутри текста.
Появление дисграфии сопровождается специфическими стойкими ошибками, которые ребенок допускает при письме и чтении. В таком письменном задании можно увидеть, что ребенок пропускает, переставляет буквы, добавляет и заменяет их, это же происходит со слогами и словами. Подобные ошибки, в первую очередь, обусловлены низким уровнем развития фонематического восприятия, его функций синтеза и анализа звукового состава слова. Данные недочеты могут явиться причиной плохой успеваемости и поведенческих нарушений.
Основные направления коррекции
Коррекционно-логопедический процесс осуществляется по следующим направлениям работы:
- Совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- Развитие умения уверенно осуществлять слоговой анализ и синтез.
- Развитие анализа и синтеза предложений, текстов различного жанра (потешки, загадки, описательные рассказы, стихотворения, сказки).
- Развитие пространственных представлений.
- Формирование навыка самоконтроля за собственной письменной деятельностью.
Комплекс специальных игр и упражнений
- вставить пропущенные буквы в словах (гру…а, ре…а);
- подобрать слова к схеме, в которой заданный взрослым звук стоял бы на первом, втором, третьем месте;
- добавить или заменить букву таким образом, чтобы получились разные слова.
- подчеркнуть в предложении слова с одним и тем же количеством слогов.
- придумать слова с определенным количеством звуков;
- «Наборщик» — предлагается составить из букв слова «магазин» новые слова: «маг», «Зина», «мина», «газ»;
- «Слово-загадка» — взрослый пишет первую и последнюю букву слова, а ребенок выполняет подбор соответствующее слово;
- прочитать заданные слова в обратном порядке.
- Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
- Назвать гласные в слове.
- Записать только гласные данного слова.
- Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
- Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
- Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
- Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
- Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
- Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
Игра “Отгадайте, кого я называю?”
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).
Игра “Перевёртыши”.
Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.
Игра “Цепочка”.
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).
Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.
Зачеркни заданную букву, в конце строки напиши, сколько букв зачеркнул(а)
В АЛПВРНГЦВКАРЛРАСАЩВЛЫРПАМВСАПЛВ
Е ОФНОЕРАСАЮДЕДОЕЮЗЕСЫЮЕОЭСЧСБЕПН
С ИНГСВАСОЛЕВТРАВСТОЛЖИИИЙПРЕСКРОТ
Н ПГПНРОЛВЫПЕЖНПАВНКЕГНОРАДНЖАЩУ
А АВНРПАЛОАУЦЙАМВАСЧЯАЯЭЖДЛТЬОГЕИ
Прочитать слова, написанные разным шрифтом.
КяЛДЛбЁлУИНоБПнАя
РгтОвюЗлозьАпдиакна
воФСИрОЛоРИбОеНКйА
СтТсРвлеЕрКчОоякЗА
Найди все слова в строчках
Мозасолнцерачтаесиваылыжчч
Бьтопоргенвссоцветымтрнаепчь
Ручеймчаунушлптпитлтьбцэцыа
Чепуевкгыыдождьэъхзщшотимс
Ягрозакворчтлзусушкомздюылл
Фиьашкщнщрзнлошцущцзптица
Прочитайте слова. Найдите спрятанные в них новые слова и запишите их.
ЯРМАРКА - … ЯБЛОКО - …
ЯБЕДА - … ТОЛЯ - …
СТОЛЯР - … ЯГОДА - …
МАЛЯР - …