Дисграфия

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

 

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это нарушение письменной речи, которое выражается на письме в виде систематически появляющихся ошибках. Ошибки носят стойкий характер и появляются в результате недоразвития языкового анализа и синтеза на уровне букв, слогов, слов и предложений. В основе нейропсихологии ошибок на письме лежит принцип системного строения речи.

В результате слабого развития фонематического восприятия и психических функций у ребенка медленнее формируются умения определять звуковой состав слова, выделять слова в предложении. Именно эти умения лежат в основе языкового анализа. Их недоразвитие является причиной трудностей у ребенка при овладении письмом и чтением, а также причиной развития дисграфии.

Характерные симптомы:

  • пропуски согласных при их стечении (портрет — потет);
  • пропуски безударных гласных (карандаш — крандаш);
  • перестановка букв внутри слова (трава — ртава);
  • добавочное дописывание букв, как правило, гласных между согласными (прыжки — пырыжки);
  • пропуски, вставки, перестановки слогов (бутерброд — тербурот);
  • необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник);
  • слитное написание предлогов с последующим словом, слитное написание прилагательных с  существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);
  • нарушения границ предложения внутри текста.

Появление дисграфии сопровождается специфическими стойкими ошибками, которые ребенок допускает при письме и чтении. В таком письменном задании можно увидеть, что ребенок пропускает, переставляет буквы, добавляет и заменяет их, это же происходит со слогами и словами. Подобные ошибки, в первую очередь, обусловлены низким уровнем развития фонематического восприятия, его функций синтеза и анализа звукового состава слова. Данные недочеты могут явиться причиной плохой успеваемости и поведенческих нарушений.

 

Основные направления коррекции

Коррекционно-логопедический процесс осуществляется по следующим направлениям работы:

  1. Совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
  2. Развитие умения уверенно осуществлять слоговой анализ и синтез.
  3. Развитие анализа и синтеза предложений, текстов различного жанра (потешки, загадки, описательные рассказы, стихотворения, сказки).
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Формирование навыка самоконтроля за собственной письменной деятельностью.

Комплекс специальных игр и упражнений

  • вставить пропущенные буквы в словах (гру…а, ре…а);
  • подобрать слова к схеме, в которой заданный взрослым звук стоял бы на первом, втором, третьем месте;
  • добавить или заменить букву таким образом, чтобы получились разные слова.
  • подчеркнуть в предложении слова с одним и тем же количеством слогов.
  • придумать слова с определенным количеством звуков;
  • «Наборщик» — предлагается составить из букв слова «магазин» новые слова: «маг», «Зина», «мина», «газ»;
  • «Слово-загадка» — взрослый пишет первую и последнюю букву слова, а ребенок выполняет подбор соответствующее слово;
  • прочитать заданные слова в обратном порядке.
  • Также используется специально подобранный речевой  материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

 

  1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
  4. Назвать гласные в слове.
  5. Записать только гласные данного слова.
  6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
  10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
  11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
  12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

  1. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
  2. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

 

Игра “Отгадайте, кого я называю?”

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

 

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

 

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

 

Игра “Перевёртыши”.

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

 

Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.

 

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.

 

Игра “Цепочка”.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

 

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

 

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

 

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

 

 

 

 

 

Зачеркни заданную букву, в конце строки напиши, сколько букв зачеркнул(а)

В        АЛПВРНГЦВКАРЛРАСАЩВЛЫРПАМВСАПЛВ

Е        ОФНОЕРАСАЮДЕДОЕЮЗЕСЫЮЕОЭСЧСБЕПН

С        ИНГСВАСОЛЕВТРАВСТОЛЖИИИЙПРЕСКРОТ

Н        ПГПНРОЛВЫПЕЖНПАВНКЕГНОРАДНЖАЩУ

А        АВНРПАЛОАУЦЙАМВАСЧЯАЯЭЖДЛТЬОГЕИ

 

Прочитать слова, написанные разным шрифтом.

КяЛДЛбЁлУИНоБПнАя

РгтОвюЗлозьАпдиакна

воФСИрОЛоРИбОеНКйА

        СтТсРвлеЕрКчОоякЗА

 

Найди все слова в строчках

Мозасолнцерачтаесиваылыжчч

Бьтопоргенвссоцветымтрнаепчь

Ручеймчаунушлптпитлтьбцэцыа

Чепуевкгыыдождьэъхзщшотимс

Ягрозакворчтлзусушкомздюылл

Фиьашкщнщрзнлошцущцзптица

 

Прочитайте слова. Найдите спрятанные в них новые слова и запишите их.

          ЯРМАРКА - …                              ЯБЛОКО - …

          ЯБЕДА - …                                    ТОЛЯ - …

          СТОЛЯР - …                                  ЯГОДА - …

         МАЛЯР - …