День 10. Эстетические науки

Проблемная группа «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по методике П.С. Тоцкого»

Чипирук Татьяна Евгеньевна,

учитель начальных классов,

первая категория

 

- Добрый день, уважаемые коллеги!  Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка  по методике П.С. Тоцкого».

- Перед вами лежат маршрутные листы. И для начала определите, пожалуйста,  вашу цель  нахождения на мастер-классе.

- Спасибо. Уважаемые коллеги, ответьте на такой вопрос,  как вы думаете, почему тема нашей  проблемной группы является актуальной?

 - Новизна сегодняшнего опыта работы, как это ни парадоксально, в том, что новым стало хорошо забытое старое.

- За последние годы разработано много новых методик преподавания русского языка, учителя повышают квалификацию, работают по новым технологиям, а статистика остается неутешительной: грамотность учащихся падает год от года. Причем безграмотно пишут не только слабые учащиеся, но и ученики, преуспевающие в других науках, и, что самое интересное, отлично знающие правила грамматики.

Неужели нельзя побороть этот недуг и не существует способов борьбы с этой проблемой? Долго искали ответы на эти вопросы методисты, применяли в своей работе методы В. Зайцева и Федоренко, испробовала различные виды упражнений: с «окошками», с «подсказками», предупредительные диктанты, орфографические диктанты и т д. Результаты, конечно, были, но не в той степени, как хотелось бы.    Вот и мне Жанна Евгеньевна предложила поработать  по  классическому методу П.С. Тоцкого.

А цель, которую я поставила, думаю, вам также понятна и ясна:

определить и исследовать эффективные методы и приёмы по развитию орфографической зоркости по методике П.С. Тоцкого на уроках русского языка в начальной школе.

Грамотное письмо предполагает освоение определённых норм графики и орфографии. В современной методике утвердилось понятие об орфографическом навыке. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что же подразумевается под этим понятием? Давайте вспомним.  В маршрутном листе постарайтесь  определить ответы.

Правильно это: 

– во-первых, усвоение всех букв и их начертания, т. е. знание алфавита и каллиграфии;

– во-вторых, графическое обозначение буквами всех звуков речи;

– в-третьих, усвоение правил, способов проверки, т.е. орфографических норм.

Ещё в 40-е годы нейропсихолог Александр Романович Лурия установил,  что письмо зависит не столько от зрительного образа и механической памяти руки,  сколько от работы речедвигательного аппарата. Он писал, что « ученик никогда не пишет молча», « он проговаривает каждое слово», особенно на начальных ступенях обучения грамотности. Если письмо опирается на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, нужно проговаривать слова не орфоэпически, а по орфографическим нормам, что и достигается «орфографическим прочтением».

Существуют опасения, распространённые среди учителей и родителей, что орфографическое проговаривание может вытеснить произношение орфоэпическое. По мнению психологов, эти волнения напрасны, поскольку код орфографический включён лишь в определённый вид деятельности – письменную речь, тогда как код орфоэпический включён в ситуацию устной речи.

Приём орфографического проговаривания нашёл отражение в методике П. С. Тоцкого. 

Петр Семенович Тоцкий — учитель русского языка средней школы с большим стажем педагогической работы.

В основе методики П. С. Тоцкого — орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.  В своей практике работы я использую всё, что видела у коллег, что нахожу в методической литературе, на просторах интернета, просматривая интересные видеоролики или презентации учителей-новаторов. Но есть ещё проблема такого характера: не у всех ребят сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, присутствует должная помощь и контроль со стороны родителей, хорошее здоровье. Следовательно, необходимо было найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учеников.

Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Основная идея системы П.С. Тоцкого – орфографическое и орфоэпическое чтение. Система так и называется «Орфография без правил». Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. Перед вами текст, попробуйте прочитать его орфографически в полголоса.

 

Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

 

- Коллеги,  как вам читалось орфографически?

Добиться от учащихся беглого орфографического чтения, следуя методике удавалось редко. Казалось бы, что может быть проще: прочитать слово так, как оно написано, раз за разом быстрее, постепенно доведя до беглого чтения. Но когда я стала требовать этого от ребят при чтении незнакомых текстов, которые раздавала каждому, проводя на уроках «Минутки орфографического чтения», к сожалению, это получалось далеко не у всех. И я понимала, что у многих это уже не исправить, потому что истоки «лихорадочного» чтения, (которое я так усердно стараюсь изжить из техники чтения учащихся, а они, в свою очередь, продолжают к нему стремиться), заложились у них  еще в начальном звене обучения. Так  как уже многие годы боролись и продолжают бороться за повышение скорости техники чтения. И у детей вырабатывается стойкое, «неизлечимое» желание прочитать, как получится, лишь бы быстрее, иногда даже не понимая смысл полученной «абракадабры». Я понимаю, что это немаловажный фактор - добиваться от учащихся беглого чтения, но вот если бы еще и орфографического, как советует, тогда бы польза от него была действительная.

Видео

Особенности методики П.С.Тоцкого

1.Орфографическое чтение начинать с 1 класса.

  1. Орфографическое чтение можно проводить на разных уроках.
  2. Слово надо произносить чётко, но слитно.
  3. Каждое слово, словосочетание, предложение прочитывается по 3 раза.
  4. Проговаривать текст, слова необходимо как до начала письма, так и во время его записи.
  5. Основная речевая единица запоминания – слово.
  6. Слова, словосочетания, предложения должны быть доступны, т. е. понятны в лексическом отношении.
  7. Нужно уйти от тематических текстов, чтобы отвлечь внимание от содержания и приковать его к слову.

Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. Но опираясь на свои наблюдения, могу сказать, что знать правило ученики могут, но применить его на практике как следует они  не умеют. При орфографическом чтении картина меняется. Результат не приходит сразу. Речевой аппарат не сразу приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить много раз прежде, чем ученик запомнит его написание. Зато потом образуется прочный фундамент для правописания.

Для достижения максимального эффекта я стараюсь использовать орфографическое чтение на многих уроках. Так, на уроках чтения я отвожу минутку на орфографическое чтение: один абзац в тексте, над которым осуществляется работа, на уроке чтения или человека и мира; задачу или задание по учебнику математики, на информационном часу приношу интересные статьи из газет и прошу прочитать орфографически, подчеркнув  маркером для себя  тяжёлые и непонятные слова.

Такая работа способствует и более полному восприятию текста. Если встретилось новое слово, то следует выяснить его лексическое значение; прочитать три раза орфографически; подобрать синонимы; произнести их орфоэпически; разобрать орфограммы. Ежедневное применение орфографического чтения на каждом уроке, несомненно  принесёт хороший результат. И я  убедилась  в этом через 3-4 месяца работы по методике Петра Семёновича Тоцкого. А как это работало покажу немного позже.

 - Сейчас я хочу помочь вам попробовать поработать с данной методикой. Тема нашей методдекады «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности». Поэтому попробуем применить данный метод на информационном часу, что будет актуально в данном случае для всех присутствующих педагогов.

          Перед вами  отрывок текста или стать, как кому удобно, которая может быть использована на информационном часу или еще каком-либо уроке. Попробуйте определить группу слов, которые можно вынести из текста и рассмотреть отдельно, соответственно к ней, к этой группе применим методику Тоцкого.

- Для начала прочитаем хором  1 абзац.

…Современный мир не даёт нам права раздумывать, нужно или не нужно покупать новомодные штучки, без них сегодня никак. Хоть мы и ворчим, что цифровые новинки – это настоящая беда, но ведь отказаться от них уже не можем. Что уж говорить про наших продвинутых детей, которые с пелёнок готовы изучать интересные  гаджеты: компьютеры, планшеты, клавиатуры, органайзеры, телевизоры, телефоны, ноутбуки, модемы,  смартфоны.

Естественно все это облегчает труд многих из нас, тем самым экономит наше с вами время. Возможно, именно факт появления свободного времени, стал толчком для увеличения и развития более современных мобильных устройств….

- Определите маркерами группу слов, к которой можно применить методику.

Прочитайте орфографически 3 раза каждое слово.

Дальше можно спросить какое слово учащимся непонятно?

У моих детей это были слова модем и органайзер. Здесь можно отвлечься от текста и остальных слов, приковать внимание к лексическому значению.

Вернуться опять к словам, дать время на запоминание.

Виды работ:

Проверка с помощью сигнальных карт в парах,

У доски

Диктант и тд

 Так как методика П.С. Тоцкого начинается с работы со словом,  то  я и решила предложить вариант работы для своих коллег со словарными словами по данной методике. Я напечатала словарные слова группами, как описано в методике, выделив «опасные» буквы красным цветом и раздала своим коллегам.  Но предварительно мы просто написали словарный диктант, записали результаты, а после на неделю повесили на доске  эту же группу словарных слов для того, чтобы дети каждый день их читали орфографически на уроках литературы, русского языка, математики и т.д.. В конце недели мы снова провели словарный диктант, с целью сравнить результаты. Вот какие получились итоги от данного вида работы:          

Многолетняя практика позволила Петру Семёновичу сделать вывод о том, что необходимо начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Он утверждает, что «если слово повторить многократно, то движение органов речи останутся в памяти, они–то и решат на практике правописание слова»

 В основе методики П.С.Тоцкого лежит идея орфографического и орфоэпического чтения, которая строится по принципу отработки грамотного письма путём многократной тренировки словарного материала

Чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, необходимо, считает П. С. Тоцкий, выработать у себя привычку к орфографическому чтению. Научить ребёнка читать – это половина дела. Научить его грамотно писать – это другая половина дела. Соединить правильное чтение и грамотное письмо в целое – это мечта любого учителя. На это и нацелена его методика.

Метод замечательный, опробован давно, диссертации по нему написаны. Почему же он не внедряется в школах повсеместно? Причина проста. Практикующие педагоги, которые хоть раз пробовали заниматься с учениками таким образом, знают, что орфографическое чтение - занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается, и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что для подобных упражнений нужны небольшие тексты. Небольшие, но насыщенные трудными словами. Иначе какой смысл! А где взять такие тексты? Вот. То-то и оно. Подходящих очень мало. А специально тексты для орфографического чтения никто до сих пор не составлял. Или они не были изданы большим тиражом. 

Остается только надеяться, что методика Тоцкого найдет должное распространение и станет популярным методом при обучении чтению, начиная еще с дошкольного возраста.

И вот тогда, когда уже эти дети придут к нам  в школу, мы, большая учительская армия - учителя начальных классов и русского языка нанесем действенный удар по безграмотности.

Я прошу всех заполнить Лист пожеланий. 

Спасибо за работу! 

свернуть

Проблемная группа «Эффективные приёмы развития навыка чтения»

Чаплюк Юлия Викторовна,

учитель начальных классов,

первая категория

 

 

Цель: использовать на уроках эффективные приёмы для развития навыка чтения (с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ).

Задачи:

1)познакомиться с особенностями технологии ТРИЗ;

2) изучить приёмы, методы для развития навыка чтения, систематизировать их;

3) применять на практике разные приёмы на уроках обучения грамоте;

4) использовать возможность трансляции педагогического опыта как результата работы проблемной группы.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. В современной школе данный вопрос стоит особенно остро. И эта проблема чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из другого источника - телевидения, компьютера и т.д. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, “красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.

 Напомню, что навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Нами было изучено множество методов самой технологии, которые могут быть использованы на любых уроках, на любом этапе. Что же применимо на уроках чтения, какие приёмы помогут решить поставленные задачи  и что опробируем мы?

 

  1. Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д. Я беру мандарины?

У: Я беру тебя с собой.

Д: Я беру суп.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру мак.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Эти слова вы помещаем в пирамидку слов и отрабатываем навык чтения.

 

  1. ПИРАМИДКИ СЛОВ.

Мак

Медуза

Мокрица

Морковка

Мандарины

Эти пирамидки слов мы используем практически на каждом уроке. Слова берутся и из текста, с которым знакомимся на уроке.

Пирамидки слов могут быть разные, начиная от самых простых до сложных.

 

 

  1. ЛОВИ ОШИБКУ

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

- На дереве сидела сайка.

- Саше пришёл сегодня в новой зайке.

- Папа поменял в колесе лайку.

- Над морем кружила чайка.

 

  1. РЕЧЕВЫЕ ЗАРЯДКИ

Их используют все педагоги 1 классов.

Вырабатывают чёткое произнесение слов, хорошую дикцию, правильное речевое дыхание, внимание, единый темп речи, развивают слуховую и зрительную память, обогащают речь, несут определённый воспитательный заряд. Материалом для речевых зарядок является и скороговорка. Хоть скороговорка – это шутка, забава, игра, но работа над ними является незаменимым средством не только для совершенствования дикции, но и для формирования такого важного для эффективности общения свойства устной речи, как её темп.

 

 

 

 

  1. УПРАЖНЕНИЯ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Таблицы «Шульте»

Их использует в своей работе Е.А.Романович для улучшения периферического зрения, а также скорочтения. Фактор, мешающий быстрому чтению – малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за фиксацию). Ведь быстрее читать – это “шире глядеть”, т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.  У каждого ученика на столе есть таблица, в которой в каждую клеточку вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс). Ребёнку нужно как можно быстрее назвать все числа по порядку, указывая их карандашом. Работу с таблицами необходимо проводить ежедневно.

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5–4 секунды.

Правила работы с таблицами.

  1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом. 2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел. 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком. 

6 .ИГРА «ПРЯТКИ»

Детям сообщается, что сейчас мы будем играть в «прятки со слогами. Показываем 1-й столбик, затем берём небольшой листик бумаги и закрываем им верхнюю часть 1-го столбика. На мгновение приоткрываем первый слог и снова закрываем его, ученик должен успеть его прочитать. Если прочитано правильно, то  открывается следующий и т.д. до конца столбика. Если слог прочитан неправильно, то открываем его ещё раз, если снова допущена ошибка, то читаем его сами и двигаемся дальше.

7.ИГРА «Титры»

Теперь столбик надо прочитать ещё раз, но по-другому. Листочек надо положить сверху столбика и плавно вести в вниз как титры в кино. Скорость движения зависит от возможностей ребёнка. Не нужно вести слишком быстро и слишком медленно. Когда ученик увидел слог  и начал его читать, слог закрывается, он вынужден быстрее переключаться на следующий слог, пока он не закрылся. Если ребёнок допустил ошибку, не надо акцентировать на ошибке внимания, надо двигаться дальше, но после прочтения всего столбика , надо вернуться и попросить прочитать еще раз слог с ошибкой. Если ошибок в чтении очень много, листок двигаем медленнее, а если читает без напряжения, то скорость надо увеличить.

8.ТАБЛИЦА ЗВУКОВ

Сначала объясняем ученику, что читать надо звуками, чётко проговаривать. Постепенно ускоряя  темп. Если сразу не получается, то надо прочитать вместе с ним несколько раз первые несколько строчек, сначала медленно, потом быстрее и быстрее.  После этого предлагаем ребёнку самому читать так быстро, насколько он сможет.  Выполняется это задание до тех пор, пока не получится быстро. Чётко. Без ошибок. Если читает громко, объясняем, что тише читать легче и быстрее. Еще надо следить за дыханием: если ребёнок берёт дыхание после каждого звука или после 2-3 звуков, акцентируем внимание, что дыхания должно хватать на полстроки и более.

свернуть

Проблемная группа «Методика скорочтения как элемент урока литературного чтения в начальной школе»

Чапля Анна Сергеевна,

учитель начальных классов,

первая категория

 

Скорочтение – это способность человека воспринимать, обрабатывать и анализировать текст с большой скоростью. А также долгосрочно запоминать прочитанное и при необходимости воспроизводить информацию.

Что нужно знать, прежде чем начинать обучение скорочтению?

  1. Обучение подходит как для детей, так и для взрослых.
  2. Начальная скорость чтения не менее 30 слов в минуту. Не читающие дошкольники и первоклассники не готовы к началу обучения по данной методике.
  3. Адаптировать под данную технику возможно любой текст, предложение, слово.
  4. Занятия могут занимать как весь урок, например факультатив, стимулирующее занятие, внеклассное чтение, так и являться элементом урока, отдельным упражнением.
  5. Вслух такое чтение невозможно.
  6. Регрессия – возвратное движение глаз. То, что мешает при чтение. Детей следует обучать плавно следить за текстом, без остановок и резких движений.
  7. Неустойчивое внимание и маленький словарный запас являются тормозящими факторами. Для устранения данной проблемы разработаны целые комплексы упражнений.
  8. Скорочтение способствует развитию внимания и долговременной памяти.
  9. Узкое поле зрения также мешает обучению. Люди, овладевшие скорочтением, способны охватывать взглядом целые абзацы и даже страницы, что позволяет читать до 1000 слов в минуту.
  10. Подавление артикуляции. Так как чтение вслух невозможно, работа ведется над освоением чтения про себя. При этом будут тормозить скорость чтения внешние факторы: механические движения, проговаривание, шептание, шевеления губами и т.д.

 

Используются различные способы преподнесения материала. Работают разные программы  по скорочтению, которые предлагают освоение методики сроком от 2 недель до 2 лет. На 1 ступени образования целесообразно выделить следующие уровни распределения и изучения материала:

  • Тренировка зоркости-1 класс.
  • Расширение поля зрения-2 класс.
  • Развитие высокого темпа речи-3 класс.
  • Развитие долговременной памяти- 4 класс.

Вашему вниманию предлагаются одни из самых эффективным упражнений и заданий, а также одни из самых популярных и любимых среди школьников.

 

 

 

Скрытые и деформированные тексты.

 

Деформировать можно текст по любому учебному предмету: математическая задача, орфографическое упражнение, параграф истории и т.д.

Работа над содержанием «Волшебные квадраты».

 

Упражнения на расширение поля зрения «Пирамида» и «Таблицы Шульте». Через упражнение «Пирамида» можно расширять словарные запас детей, подбирая нужную лексику: фамилии писателей, растения, исторические термины.

 

Развитие и тренировка обоих полушарий посредством рисования одновременно левой и правой рукой.

 

«Фотоглаз». Дети запоминают набор лексики (могут быть даты, химические формулы). Важно запоминать только зрительно, без проговаривания. Затем добавляются лишние слова. Задача детей определить исходную лексику и лишнюю.

Упражнение на повышение темпа чтения «Буксир». Это чтение в паре «взрослый-ребенок». Взрослый читает про себя и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Данное упражнение позволяет увеличивать количество слов в минуту до 15-20 в неделю.

Упражнения «Слово – фигура - число», «Назови цвета» на развитие внимания и памяти.

 

Можно сделать вывод, что методику скорочтения можно применять на любом уроке как отдельное занятие, так и применять отдельные элементы и упражнения. Данная техника не только увеличивает скорость чтения, но учит анализировать информацию, развивает внимание и долговременную память.

Методика скорочтения уже является популярной и успешной во всем мире. На просторах интернета размещено множество упражнений и заданий данной направленности. Также в книжных магазинах представлен большой выбор на бумажных носителях. При работе по данному вопросами для работы с текстами учителями активно использовался сервис «Генератор заданий» по скорочтению.

 

свернуть

Проблемная группа «Формирование математических умений и навыков посредством использования игральных костей и абакусов»

Проблемная группа «Формирование математических умений и навыков посредством использования игральных костей и абакусов»

 

Леменовская Ольга Ивановна,

учитель начальных классов,

первая категория

 

Цель:

Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагогов по формированию математических умений и навыков учащихся посредством использования игральных костей и абакусов

 

Задачи:

1.Создать условия для повышения уровня, профессионального мастерства и компетентности педагогов по данной проблеме;

2.Апробировать использование абакусов на различных уровнях сложности на уроках математики;

3.Способствовать трансляции опыта творчески работающих педагогов через создание образовательного продукта и их деятельность.

 

Абакус или абак (с греческого – счетная доска) – специальные счеты, применяемые для арифметических вычислений, в виде глиняной пластинки с желобами, которые предназначались для единиц, десятков и т.д.В них складывались предметы, обозначающие числа, например, камни.

В третьем веке до нашей эры появился абакус, специальное приспособление для счета, необходимое для совершения ежедневных простейших вычислительных операций.

По некоторым данным, такая доска впервые появилась в Месопотамии (территория Ирана, Ирака, Турции и Сирии).

По другой версии, создателем является древнегреческий ученый Абакус, чьим именем названы счеты.                                                                                             В Древнем Риме подобные счеты изготавливались из металла.

Создание устройства, внешне напоминающего современный абакус, приписывают жителям Древнего Китая. Он назывался суаньпаньи представлял собой рамку со спицами и шариками, нанизанными на них.

Из Китая суаньпань пришел в Японию и стал называться соробан. В наше время занятия с соробаном обязательны и включены в программу младшей школы.

В России счеты появились в 14 веке.

Современный абакус состоит из рамки и нечетного количества вертикально расположенных спиц. Они разделены длинной перекладиной (планкой) и представляют собой разряды чисел (единицы, десятки, сотни и т.д.). На каждой спице расположено 5 костяшек, обозначающих числа от 1 до 9. Одна сверху, над планкой, соответствует пяти единицам и называется «небесной». Каждая из четырех косточек под планкой приравнивается к единице, и называются они «земными».

 На планке нанесены специальные метки в виде черных, белых или цветных точек., которые указывают расположение единиц, тысяч, миллионов.

Несмотря на простое устройство, с помощью абака возможно выполнять математические операции – от решения несложных задач на сложение и вычитание до возведения в степень и извлечения корней.

Чтобы понять, как считать на абакусе, необходимо разобраться, как на нем распределяются числа. Для пользования спицами надо запомнить следующее:

- на спице 5 костяшек;

- костяшка над планкой – это 5; если она опущена, значит, число больше 5; если поднята – меньше;

- костяшки ниже планки – 1, 2, 3, 4; сколько их поднято, столько и надо учесть;

 - если костяшка 5 опущена, то прибавляется число костяшек, поднятых снизу; если они не подняты, то значит, на спице – 5.

Использование абакусов легло в основу методики счета – ментальная арифметика, которая направлена на всестороннее развитие ребенка, помогает не только с молниеносной скоростью выполнять операции в уме, но и раскрывает потенциал, заложенный природой. Использование устройства развивает умение производить числовые операции в уме, без записей. Выполнение таким образом арифметических действий предполагает работу двух рук, активируя работу обоих полушарий головного мозга.

Активация, как правого (образное мышление), так и левого (логическое мышление) полушарий головного мозга, приводит к формированию нейронных связей между ними, тем самым помогая улучшить память, внимание, сформировать нестандартность мышления и уверенность в себе.

Работа с костяшками влияет на мелкую моторику рук, что способствует общему развитию. Косвенным образом происходит и развитие воображения, представляя вычисления на абакусе.

Таким образом, счет на абакусе способствует всестороннему интеллектуальному развитию, а именно:

- развитию умственных и творческих способностей;

 - формированию нейронных связей между левым и правым полушариями головного мозга;

- развитию навыков сложных вычислений в уме и увеличению скорости обработки информации;

 - развитию внимания, памяти, мышления и воображения.

Скачать план

свернуть

Мастер-класс для учителей по изготовлению шоколадниц

Мастер-класс для учителей по изготовлению шоколадниц

 

Чечко Анна Евгеньевна,

учитель трудового обучения,

первая категория

Снимок экрана 2023-03-07 101730   Снимок экрана 2023-03-07 101719

Снимок экрана 2023-03-07 101657

 

Скачать план

 

свернуть

Урок по предмету  МХК (Отечественная и мировая художественная культура) в 6 классе по теме «Фотография как вид искусства»

Урок по предмету  МХК (Отечественная и мировая художественная культура) в 6 классе по теме «Фотография как вид искусства»

 

Селицкая Оксана Александровна,

учитель первой категории

 

Актуальность изучаемой на уроке темы – “Фотография как вид искусства“ - соответствует веяниям сегодняшнего дня: повышение в обществе интереса к культурной истории; востребованность в современном обществе людей с эстетическим вкусом и т.д. Кроме того, предлагаемая форма организации работы на уроке – использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме. Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.

Снимок экрана 2023-03-07 101444 Снимок экрана 2023-03-07 101456

 

 

 

Урок комбинированного типа. Способы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, группах по 4 чел.

 

В ходе урока уделяется внимание работе над терминологией (“виды искусства”, “жанры искусства”, “коллаж”, “ фотохудожник” и др.), историческим фактам, знакомству с работами известных фотохудожников, проводится сопоставительный анализ (например, документальной и художественной фотографии). Вниманию учащихся предлагаются такие задания, как “соотнести термины и фотографию”, “сложить из предложенного набора букв термин”, “собрать фотоколлаж из предложенных фотографий”, что позволяет повысить интерес детей и оживить урок. Урок направлен на воспитание у учащихся патриотизма, развития эмоционально-образного мышления, творческих способностей, формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства, расширение опыта самостоятельной художественно-творческой деятельности.

   Цель урока: формирование у учащихся общего представления о фотографии как виде искусства.

   Задачи урока:                                                                   

  • актуализировать представления о фотографии;
  • дать обобщенную характеристику документальной и художественной фотографии (на примере фотоизображений);
  • формировать умение выражать оценочные суждения в процессе восприятия произведений фотоискусства;
  • развивать фантазию и воображение.

   Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, художественно-иллюстративный материал, раздаточный материал, техническое оборудование.

 

Скачать план

 

свернуть