Структура (примерная) описания педагогического опыта
1.Информационный блок
- Тема опыта
Средства, приемы, методы и т. п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации избранного направления в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами; формирование основных групп компетенций.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы.
2.Описание технологии опыта
- Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную основу опыта.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
- Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
- Конкретизация представленного материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
- Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
- Определение критериев и показателей оценки успешности данного опыта, представление результатов.
- Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
- Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3.Заключение
- Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
- Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
- Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
- Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Список использованных источников.
Приложения (при необходимости)
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты) занятий, мероприятий и др.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т. д.
При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
конкретность, диагностичность поставленной цели;
направленность задач на реализацию цели;
отражение степени достижения поставленной цели.
Сущность опыта:
степень обобщения и систематизации представленных материалов;
конкретизация опыта разработанными автором материалами;
описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;
обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.
Результативность, эффективность опыта:
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;
доказательность результатов;
определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.
Методический уровень описания опыта:
ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;
проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.
Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта и защиты опыта на основе разработанного фрагмента педагогической деятельности
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
Баллы |
|
1. |
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой |
В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата
|
1 |
|
Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой
|
2 |
|||
Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели
|
3 |
|||
Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели
|
4 |
|||
2. |
Сущность опыта |
В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания
|
1 |
|
В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов
|
2 |
|||
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению
|
3 |
|||
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)
|
4 |
|||
3. |
Результативность, эффективность |
Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана
|
1 |
|
Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны
|
2 |
|
||
Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта
|
3 |
|
||
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта
|
4 |
|
||
4. |
Методический уровень описания опыта |
Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)
|
1 |
|
Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)
|
2 |
|
||
Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования
|
3 |
|
||
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами
|
4 |
|
||
5. |
Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности |
Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется
|
0-3 |
|
Фрагмент педагогической деятельности не в полной мере доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частично соответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарная деятельность обучающихся
|
4–7 |
|
||
Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся
|
8–11 |
|
||
Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся
|
12–16 |
|