Алгоритм описания опыта работы педагога
- Тема
Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя.
Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса:
- «Что я делаю?»;
- «Для чего? С какой целью?».
Обычно тема состоит из 2-х частей: «что?» + «для чего?»
- «… для …»
- «… как средство …»
- «… как основа …»
«Использование … для …»
«Приемы (методы) … как средство развития (формирования) …»
Типичные ошибки:
а) тема очень широкая;
б) тема очень узкая;
в) тема требует раскрытия многих направлений.
- 2. Актуальность опыта
Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы).
Возможные варианты:
- значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога;
- проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
- «Для меня эта тема актуальна, потому что…»
- «Актуальность темы обусловлена …»
- «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»
Типичные ошибки:
а) описание отрицательного опыта собственной педагогической деятельности.
- Цели опыта
Для формулировки цели необходимо ответить на вопрос:
«Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?».
Формулировки цели обычно начинаются с существительного
· развитие |
· формирование |
· определение условий |
· совершенствование |
· повышение уровня |
· обеспечение |
Типичные ошибки:
а) цель не соответствует теме;
б) не отражает направленности на совершенствование образовательного процесса, личности учащихся;
в) цель шире темы;
г) цель уже темы.
- Задачи опыта
Для формулировки задач необходимо ответить на вопрос:
«Что я делаю для достижения данной цели?».
Задачи прописываются как средства достижения цели или последовательность действий (шагов) по достижению цели.
Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой.
Формулировки задач начинаются с глагола
- организовать
- выявить
- проанализировать
- составить
- разработать
- провести
Типичные ошибки:
а) формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.);
б) формулируются задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.).
- Ведущая идея опыта
Идея – это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких предложениях.
Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
- «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
- «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
- «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
Типичные ошибки:
а) идея опыта не связана с темой и целью;
б) идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности.
- Описание сути опыта
Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
- «Что у меня получается лучше всего?»;
- «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ);
- «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»;
- «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);
- «В какой системе можно представить мой опыт:
- система работы с 1 по 4 классы;
- система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
- система работы на уроке определенного типа;
- система заданий по учебной теме или др.?»
- «Какие этапы можно выделить в моей работе?».
Порядок изложения опыта может быть подчинён заявленным задачам – опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков – давать в приложении).
Типичные ошибки:
а) опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;
б) содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам;
в) опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий
(«орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»);
г) отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;
д) описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен …»);
е) научные термины используются без понимания их сути;
ж) не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог
использует в своей деятельности (получается, что автор – сам учитель);
з) отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога
и) заимствование из Интернет-источников
- Результативность опыта
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
- Как можно доказать результативность моего опыта?
- Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
- Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
- По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
- Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Самое главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.
Типичные ошибки:
а) результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе
(формировали выразительность чтения, а проверяли беглость);
б) результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
- Заключение. Перспективы развития опыта
В заключительной части даём ответы на вопросы:
- Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
- Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
- Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
- Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
- Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?
- Список использованных источников
Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.
Список публикаций автора по теме опыта.
- Приложения
Приложение может включать:
- конспекты уроков или технологические карты по теме опыта;
- примеры заданий;
- инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы);
- таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта;
Возможная структура описания опыта работы
титульный лист
1 – актуальность опыта
2 – цель и задачи
3 – теоретическое обоснование
4 – описание опыта
5 – результативность опыта
6 – перспективы развития опыта
7 – список использованных источников
8 – приложения